"Быть вместе - значит слышать и понимать"

Опубликовано: 23.03.2016
Просмотров: 413

Еще во время спектакля в голову пришла мысль, что мне позарез не хватает жизненного опыта. Я ровным счетом ничего не знаю о семейных отношениях, счастье, любви, ее формах и их преобразованиях – я еще слишком молода, чтобы иметь хоть какое-то представление о данных понятиях. Но сейчас не об этом, давайте начнем по-порядку. В выходные я посетила спектакль «Велосипед», поставленный режиссером студенческого театра «О.С.Т.» Павлом Киевым по дебютной пьесе актрисы театра Марии Жученко.

Едва перешагнув порог зала, я погрузилась в кромешную тьму: не видно ничего, куда ступать, я не понимала. Единственное, что помогало ориентироваться в пространстве - это крошечный фонарик, из которого струился пучок тусклого света, озаряющего мне путь. Я шла вперед по-наитию, пытаясь повторить едва различимые в темноте движения идущих передо мной зрителей. Мы всё шли и шли, затем остановились у первых рядов и недоумевающе переглянулись. В наших глазах читался вопрос: «Куда все-таки сесть?» Немного подумав, мы поняли, что зрительные места расположены на самой сцене – мы взобрались по неудобным ступеням на театральные подмостки и оказались не на сцене, а непосредственно в самой комнате, в которой происходило все действие спектакля. Мы очутились в доме семейной пары, отношения которой уже исчерпали себя.

Итак, спектакль начался, и сквозь мглу зала проступали фигуры главных героев, очерченных холодным светом фонаря в круг (отметьте для себя символ круга – мы к нему еще вернемся). Тусклый свет софитов, и пред нами Он и Она, их имена словно были стерты возникшим безразличием и холодом  друг к  другу. Откуда взялась безучастность мужа к жизни жены, казалось бы, самого близкого ему человека, в котором ищешь опору и поддержку? Ответ прост – непонимание. Ответ очень явно дан режиссером спектакля через мизансцены, поставленные так, что герои пьесы все время отвернуты друг от друга, а если и оборачиваются изредка, то видят лишь спину партнера, ощущая полное равнодушие с его стороны к себе.

Более того рисунок каждой сцены спектакля представляет собой круг, чья внутренняя часть заполнена всяким хламом, который, как пропасть, разделяет главных действующих лиц. Круг одновременно является и барьером, который поставили меж собой муж и жена, и чертой-забором, которой главные герои отгородили себя от внешнего мира, тем самым лишив себя возможности видеть альтернативные пути решения проблем, и монотонность их существования, рутина, однообразие их жизни. Получается, что причиной разверзшейся пропасти между ними стало отсутствие интереса к проблемам другого и нежелание понять своего партнера, проникнуться к его переживаниям и разделить его проблемы, совместно их решить.

 

Наши герои, увы, не следовали простым истинам Льва Толстого, описанных в романе «Война и мир» на примере семьи Наташи Ростовой и Пьера Безухова, чей союз показывал модель отношений в семье, действуя по которой возможно ее сохранить. Как выглядит эта модель? Очень просто: «муж живет интересами жены, а жена заботами мужа». Между ними происходит постоянное взаимодействие, не позволяющее заглушить чувства, которые испытываешь к партнеру. Таким образом, они вместе и в горе, и в радости. И в данном контексте это не пустые слова. Не следуя очевидным вещам, изложенным Толстым, не стоит связывать себя с человеком узами брака, поскольку в таком случае отсутствует всякий смысл создания семьи.

Весь ужас сложившейся между главными героями ситуации заключается в их бездействии. Пусть они и мечтают, делая это вместе, о лучшей жизни, совершенно отличной от дня сегодняшнего, но их желания и представления о будущем совсем не совпадают. К тому же для их осуществления они не предпринимают ровным счетом ничего, и все остается лишь на словах. А на упрек одного к другому о несовпадающих представлениях лучшей счастливой полноценной жизни, так и не пытаются услышать друг друга и учесть интересы другого. В конечном итоге у каждого накапливается слишком много обид, которые уже не позволяют отпустить негодование, мешают простить и не позволяют дать шанс партнеру. Подтверждением этих слов является одна из сцен пьесы, когда главные герои стоят друг напротив друга, опять же на расстоянии, пытаясь дотронуться друг до друга, но почти сделав это, каждый одергивает свою руку, так и не решаясь прикоснуться. Не позволяет сделать это груз накопившихся взаимных обид и отсутствие всякой надежды, что это хоть что-то значит для партнера.

К действию их всякий раз подталкивает третий персонаж пьесы, Дед, все время наведывающийся к ним в гости. Его речи, обращенные к главным героям, через присказки и его воспоминания о своей семейной жизни должны, казалось бы, заставить их задуматься над  сложившейся между ними ситуацией, но слова Деда ударяются о стену равнодушия и нежелания внять совет старшего. Чтобы убедиться в этом, нужно лишь вспомнить одну из мизансцен, когда семейная пара, встав порознь, держит перед собой деревянные доски, которые полностью закрывают их лица. Дед поочередно стучит в каждую, но запертые наглухо двери-доски не открываются – достучаться до главных героев Деду не удается.

Ему не удается убедить их и в финальной сцене спектакля – герои по-прежнему не хотят его услышать. В этой сцене опять встречается символ круга, которым Дед несколько раз очерчивает героев, проезжая вокруг пары на их велосипеде. Стоит отметить, что велосипед – это единственное средство семьи для передвижения, которое позволяет выйти во внешний мир, но и оно сломано. Герои не пытаются его починить, а значит не пытаются предпринять попытки изменить свою жизнь: оставить все обиды и непонимание здесь и уехать к лучшей жизни, решая встретившиеся им на пути проблемы вместе. Получается, что круг в данном случае опять символ замкнутости и определенной парой границы, за пределы которой они не хотят выйти. Еще важной деталью мизансцены является то, что Дед уезжает на велосипеде, оставляя героев без возможности добраться к иной жизни, о которой они мечтали. Отсутствие хотя бы малейшей попытки изменить жизнь, как и желание сделать это вместе, услышав интересы другого, является основной причиной разлада семейной пары.

Семья – это синоним слова вместе. Вместе – значит слушать и слышать партнера, желание всячески помочь ему, не требуя ничего взамен, способность разделять с ним тяготы и невзгоды и совместно решать все проблемы, вместе и сообща воспитывать детей, вкладывать в них жизненные ценности и идеалы, определенные парой вместе. У главных героев пьесы не было ничего из перечисленного, поэтому отсутствие понимания семейной жизни породило холодность и безразличие в отношениях. Непонимание накопило взаимные обиды и претензии, которые привели к разладу и желанию делать все назло друг другу, оттого понятие «принять решение вместе» или «сделать что-то совместно» просто исчезло, хотя это был единственный путь к выходу из сложившихся обстоятельств. Но поскольку путь не был найден, то пустота заполнила непреодолимое расстояние, на которое Он и Она отдалились друг от друга, уже не в силах приблизиться навстречу друг к другу ни на шаг.

Автор текста: Виктория Чернышёва

Фото: Виктория Чернышёва, театр "О.С.Т"


Авитаминоз. «Трамвай «Желание». Коляда-тетр

Jazz Sensation: "Давайте танцевать!"

Red Bull Изнанка: "Теперь все изменится..."

Ямайская тусовка с Lollypop Lorry

Будни российского кино, есть ли луч света в темном царстве? 

Классический комикс конвент ГОТЭМ в Екатеринбурге

 

 

 




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург