Блуждая над реальностью на выставке работ Рене Магритта

Опубликовано: 29.02.2016
Просмотров: 281

Суета сует – пелена, покрывающая наше действо, сознание, мысль, блокирующая наш полет  и выход из реальности. На пике сопротивления обыденности мы начинаем думать об избавлении себя от повседневных хлопот, необходимых дел, рутины, однообразия.

Мы думаем, но редко формулируем. Мы размышляем, но не воплощаем.  Мы ругаемся, но продолжаем плыть по течению, не пытаясь вырваться из оков проблем. В такие моменты необходим клапан с возможностью поступления свежего воздуха.  Таким глотком кислорода для меня предстает искусство, путеводной нитью которого является искренность.  

Как только я сталкиваюсь с творениями человечества, я успокаиваюсь, ибо вижу в них отголосок собственных мыслей. Становится спокойнее, несмотря на осознание отсутствия уникальности думы: «Не я одна обладатель подобной мысли».

Совсем недавно таким глотком для меня предстала выставка литографий Рене Магритта – бельгийского художника-сюрреалиста. Он был одним их моих любимых творцов в школьные годы, о чем забыла я после вступления на студенческую стезю. Его картины чем-то пленяли. И лишь сегодня я поняла чем, – правдой.

Рене говорил: «Преимущество художника в том, что он имеет возможность изобразить мысль, создав при этом ребус для других». В лабиринте «сюрреа» я убедилась в этом окончательно. Шагая по выставочному залу, рассматривая его работы, невольно ощутила недосказанность, чувство чего обычно или отвращает, или, отнюдь, активизирует мысль. Со мной произошло второе.

Прежде всего, мне хотелось посмотреть на его знаменитые яблоки, трубки, небо, море; известные картины «Человеческий сын», «Влюбленные», «Великая война». Цель была достигнута, но с каждым шагом, с новой картиной, возникала свежая интерпретация. Мозг вскипал от обрушившейся информации, ведь творчество Магритта наполнено символами, разгадать которые с первого взгляда непросто.

Это как любовь, которая мягко окутывает нас покрывалом неведения. На картине «Влюбленные» Магритт изобразил это чувство, показав, что оно, погружая нас в счастье, избавляет от созерцания яви. Это не есть плохо, ведь чрезмерная влюбленность в реальность  вредит, растворяя в рутине. К слову о реальности, художник говорил: «Все видимое скрывает невидимое. Невидимое – это естественное». Невидимое – наше сокровенное, которое мы прячем за маской нашего лица. «Человеческий сын» –  наглядный пример данного утверждения. Тот плод, который мы называем яблоком, скрывается внутри нас, мы прячем его от окружающих, ведь плод – наш порок, искушения, тайные помыслы.

Сын человеческий_ 1964 Рене Магритт

К слову о плоде, с чего вдруг мы решили, что это яблоко? Вспомнив библейский сюжет о первородном грехе, мы представляем яблоко, а это всего лишь плод, который мы так называем. Подобная идея иллюзорности красной нитью проходит через творения Рене: видимое не всегда очевидное, скорее, приспособленное к нашей привычке. Мозг взрывается от поступающего, ибо идея эта оголяет сокровенное и заставляет, наконец-то, вдуматься. «Плох тот художник, чьи творения не заставляют думать» – нельзя сказать о картинах сюрреалиста.

Таких красных нитей безмерно много на полотнах бельгийца. Символы неба, моря, птиц  и т.д. – то, благодаря чему художник изобличает людской отрыв от истинной природы. Мы подражаем ей, не переставая отстраняться сильнее. Безумие, парадокс, но аксиома. Всмотритесь в картину «Могила борцов» –  комната, четыре стены, огромная роза, закрытое окно с видом на море и небо. Мы словно боремся за роскошь, успех, собственное процветание, но, увы, запираем себя в четырех стенах, перекрываем кислород, отстраняемся от простого естества нашего бытия и, в итоге, хороним.

Могила борцов_Рене Магритт

В закулисье нашем, несомненно, скрывается это начало, от которого мы стараемся бежать. Картина «Декалькомания» –  две части нашей сущности: человека извне созерцающего природу, человека, в недрах души олицетворяющего природу. Странно. Глубоко. Стояще. Несмотря на побег, внутри горит естественный огонь, который безудержно стараемся загасить на протяжении жизни. Мы чураемся внутреннего и сокровенного, надевая на себя маску посредственности. Безликие люди в котелках – знак однообразности и серости на полотнах Рене. Людям проще быть такими, как все.

Декалькомания_Рене Магритт

Прогулка по лабиринту, созданному Рене, – загадка, которую интересно, улавливая, постигать. Импульс, благодаря которому появляется желание становиться проще. Эстафетная палочка, которую хочется передать тебе, терпеливый читатель.

Автор текста: Станислава Невински

Фото: Олеся Абакумова


Милосердие по зову сердца

Обзор перформанса Сергея Рожина «Дедушка стрит-арт. Туда и обратно»

Мужское - женское

Взгляд художника как отражение реальности

В гостях у сказки. Современная русская мультипликация




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург