Они гитар не бросили

Опубликовано: 02.09.2016
Просмотров: 660

Последний музыкальный фестиваль этого лета прошёл 27 августа в «Доме Печати». Призванный поддержать выход книги Антона Касимова и Дмитрия Мелких «Малахитовые гитары», фестиваль собрал 13 музыкальных групп, чтецов стихов и продюсера. В презентованной книге тоже фигурирует 13 групп в 13 главах. И если бы они только совпали — книжные герои с тем, что выступали на сцене на фестивале! Но, впрочем, главные звёзды уральской сцены, историю которых Касимов и Мелких включили в сборник, смогли придти и поддержать выход «Малахитовых гитар». Речь идёт о группах «Сансара» и «Курара».

Начался фестиваль в 15.00 поэтическими чтениями. Логично. Музыка, то есть песня, начинается со стихов тоже.

Рассказать об особенностях продюсирования на Урале и своеобразии уральского саунда намеревался в рамках своей лекции Александр Пантыкин-младший. Но, к сожалению, время его выступления было ограничено. И гости фестиваля успели послушать лишь историю профессии продюсера в мире. Оказывается, это вовсе не тот человек, которые раскручивает музыканта, следит за его популярностью, продвигает саунды. Продюсер отвечает непосредственно за характер звучания записанного трека. Ему нужно определить, понравится ли песня слушателю. Или, может, стоит перезаписать какой-либо отрывок?

Но вот, на главной сцене «Дома печати» уже начали звучать гитарные нотки. Группа «Метеоритмы» открыла музыкальную часть фестиваля.

После музыку было уже не остановить. Более пяти часов группы сменяли друг-друга. Аудитория меняла залы. Поочерёдно слушая то в помещении, то на летней веранде. Аудитория менялась сама. Если на «Метеоритмах» можно было заметить преимущественно людей старшего возраста, то уже группа «АЙФО» собрала вокруг себя молодёжь. Чрезвычайно энергичный фронтмен Степан Тропин (он же — Стёпа Айфо) заставлял зал прыгать в едином ритме. Группа была популярна в 2010-2013 годах, но затем исчезла со сцены. Вернулась неожиданно и вовремя — впервые прозвучав на Ural Music Night этим летом.

Первыми героями книги, появившимися на сцене «Дома печати» стали Banga Jazz, некогда очень популярные в Екатеринбурге. Сергей Чернышев, один из участников группы, ранее играл в «Апрельском марше». И если это название вам ни о чём не говорит, то обязательно найдите несколько записей «Апрельского марша» и послушайте. Ведь это часть истории свердловского рока.

Затем появилась группа Banga Banga. В книге «Малахитовые гитары» приводится история, что название нового коллектива пришло Сергею во сне. Авторы отмечают, что есть в этом что-то такое африканское, «погружающее тебя в состояние, приближенное к трансу». И прошло уже много лет после Banga Banga, появился на сцене Banga Jazz, а шаманские ритмы ещё слышны в музыке нового коллектива. 

Около восьми часов вечера на летней веранде клуба неожиданно запели Юля Чичерина, Оля Маркес (Alai Oli) и Катя Павлова («Обе две»). Причём, вышеуказанные девушки не значились в программе фестиваля. Их и другие группы в один двадцатиминутный сет включил ди-джей Мартин МС. Быстро сменяли друг-друга самые популярные песни последних десятилетий. И когда музыка остановилась, зрители даже растерялись: неужели, 20 минут так быстро закончились? Да, быстро. Впрочем, не оглядываемся ли мы сегодня назад с тем же недоумением и грустью: неужели, свердловский рок закончился так быстро?Неужели Егор Белкин уже не «рок-звезда» уральской сцены, собирающий толпы поклонниц? Неужели АлоэВера и Alai Oli уже ушли с квартирников в спальных районах? Неужели и мы стали старше?

«Никому не говори,

Что мы стали старше.

Давай слушать Боуи.

И жить дальше», - предложил Саша Гагарин, собравший зрителей сразу после сета Мартина МС.

Группа «Сансара» продолжила фестиваль. И невозможно было устоять на месте. Перефразируя песню группы, зал танцевал, потому что хотел покоя.

Коллектив презентовал новую композицию - «К осени», сопроводив премьеру комментарием, что эта песня является реакцией на книгу «Малахитовые гитары». Своеобразным ответом авторам.

«Да, любовь моя,

Дело идёт к осени.

Мы гитар не бросили,

Петь хотели очень мы...»

Саша Гагарин очень положительно отзывается о «Малахитовых гитарах». Впрочем, уже приход коллектива на фестиваль значит принятие группой книги. Хотя глава, посвящённая «Сансаре» включает в себя и не самые лестные характеристики. Дмитрий Мелких, например, называет музыкантов «королями банальности»: «Нет, поправлюсь, не короли, конечно. Местные князьки».

На летней веранде отыграл коллектив «Дзынь». Группа ещё малоизвестная. Но, послушав её, я не смогла понять, почему, почему «Дзынь» не лидеры уральской сцены. Солистка Лиза Неволина делилась со слушателями такой невероятной энергетикой. Лиза ни минуты не стояла на месте. Это было невероятно, но при бешеном ритме танца, она умудрялась держать чистое пение.

После выступления один из слушателей спросил у меня:

- Вы не знаете, кто это сейчас был?

- Группа «Дзынь».

- Они лучше, чем все здесь, - ещё потрясённый выступлением заявил незнакомец.

Завершала фестиваль группа «Курара». Признанные лидеры уральской сцены собрали полный зал «Дома печати». Коллектив завершает и книгу «Малахитовые гитары».

Антон Касимов пишет о «Кураре» так: «...их музыка действительно целебный яд, способный погружать в состояние рефлексии. Лично меня «Курара» вдохновляет, заставляет двигаться, быстрее соображать». Дмитрий Мелких отвечает соавтору: «Ты пишешь апологию «Кураре». Точнее — курародицею. Но я человек не религиозный, участвовать в этом не хочу. Они — всего лишь одни из тысяч... Обратил бы я внимание на эту группу, будь они родом из Петербурга или из Парагвая. Ответ отрицательный... Вряд ли мы дождёмся от «Курары» чего-то сногсшибательного».

И так на протяжении всей книги «Малахитовые гитары». Авторы спорят, разбирают на атомы звук, голос, характер музыкальных групп. Это не летопись уральской музыки от начала 90-ых до наших дней, а живой диалог авторов, который заставляет окунуться в атмосферу этого периода. Прочувствовать его, переосмыслить.

О свердловском роке написано и снято много. Но что же случилось потом, после закрытия рок-клуба? Есть ли жизнь после «Наутилус Помпилус»?

Музыка не закончилась. Как и на этом фестивале, сменяли друг друга группы на сцене. Кто-то и сегодня собирает полные залы: «Чичерина», «Сансара», «Курара», «Обе две», «Смысловые галлюцинации». Кто-то исчез. Но книга и исчезнувших не забыла («Девочка, ничего не бойся», LLAC и другие). А мы их забыли?...

Автор текста и фото: Милолика Третьякова


Отзыв на фильм Жених 2016

Сергей Светлаков и Александр Незлобин о фильме «Жених»

Красный – цвет последних летних дней. Фестиваль RED прошел в Екатеринбурге

Красный, синий, хоть зелёный, лишь бы польза была

Проба пера. Убить карпа, спасти алое




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург