Чем полезны видеоигры? Часть первая

Опубликовано: 16.11.2015
Просмотров: 515

До сих пор и в обществе играющих, и неиграющих не утихают споры о природе компьютерных игр. Кто-то говорит, что они «от лукавого». Кто-то настаивает, что это новая (и последняя на данный момент) форма искусства.

Но большинство назовут их лишней тратой времени. Последнее мы и попытаемся развенчать, рассказав, чему могут научить (и чем быть полезными) видеоигры.

Игроки-здоровьяки.

Думается, никто не будет спорить, что мы обращаемся к компьютерным играм за развлечением. Будь то острые ощущения, что даёт нам Outlast. Или радость победы в “Лиге Легенд” или “Доте” -  всё это направлено на щекотание центра удовольствия в мозге.

Однако есть игры, разработанные с иной целью. Это так называемый класс “Серьёзных игр”. Они созданы с целью обучения пользователя каким-либо навыкам. В них удовольствие от процесса лишь проводник целей министерства Обороны, Здравоохранения, а также политических организаций.

Взять, к примеру, проект Re-Mission на крайне актуальную нынче тему - рак. В названии уже заключена игра слов: в слове ремиссия выделен корень “миссия”. Надо ли объяснять, что последнее - один из элементов игр на военную тематику. В ней вы летаете микроскопическим боевым роботом в организме ракового больного. Однако это вовсе не экскурсия: игрок лазером уничтожает раковые клетки. Таким образом, игра настраивает пациента на войну с болезнью.

Re-Mission Re-Mission

Как отмечают врачи-наблюдатели, онкологические больные, прошедшие Re-Mission, показали бо́льшую осведомлённость о своей болезни и её лечении. В результате пациенты проявляли значительную уверенность в том, что лекарства им помогут.

Однако в лечении могут использоваться не только “Серьёзные игры”, но и более традиционные развлечения. Например, доктор Густаво из Канады применил Wii Fit в реабилитации пациентов, которые испытывали трудности в движении руками.

Wii Fit - это программа с японской приставки Nintendo Wii. Отличительная особенность последней - упор на физическую активность в играх. Для этого японцы придумали специальный контроллер, похожий на нунчаки.

Wii Fit Wii Fit

Именно управление таким “джойстиком” значительно помогло в реабилитации пациентов доктора Густаво. Врач даже отметил, что по эффективности реабилитация движениями в Wii Fit превзошла традиционно используемую “Дженгу”.

Интересно, что и другие приставки имеют аналогичную программу и способ управления. Например, приставка Xbox One от Microsoft может похвастать контроллером-камерой, считывающим телодвижения. Таким образом, игровая индустрия может стать поставщиком программ для реабилитации. И это будут обычные, коммерческие проекты, а не специально разработанные “Серьёзные игры”.

Но не обязательно ждать, пока произойдёт “худо”. Компьютерные игры могут помогать вашему организму уже сейчас. Это доказали учёные из Национальной академии наук США на примере шутеров и экшенов. Как выяснилось, такие игры улучшают восприятие, внимание и познавательные способности геймеров.

К похожему выводу пришли учёные из Сингапурского Технологического Университета. Их подопытные, которые ежедневно играли в Battlefield 3, научились лучше применять нестандартные тактические ходы и отслеживать цели.

Battlefield 3

По мнению учёных из Сингапура, полезно времяпрепровождение и за головоломками. Последние улучшили концентрацию внимания и умение запоминать информацию у испытуемых.

Наконец, в плане здоровья игры способны положительно влиять на абстрактное мышление. Такое мнение высказал геймер со стажем и разработчик игр - Роман Гуро. “Современное общество состоит из абстракций, - сообщает Роман в индустриальном подкасте игры так же состоят из абстрактных материй”. В итоге разработчик приходит к выводу, что компьютерные игры улучшают абстрактное мышление. Роман испытал такое влияние игр на себе, будучи профессиональным художником.

Интересно, что точку зрения Романа отчасти поддерживают учёные. Медицинский журнал “Интенсивная терапия” пишет: “Американские ученые заявляют, что компьютерные игры способствуют развитию логического мышления”. А разве логика не является необходимым компонентом любого (в том числе, абстрактного) мышления?

Игроки-сообщники

Помимо здоровья человека, компьютерные игры способны оздоровить и общество. Конечно, это звучит пафосно, но виртуальные развлечения неплохо моделируют коммуникацию между людьми.

Поэтому современные игры - не занятие для зажатых людей. Если верить научным сотрудникам университета в Северной Каролине, США. Результаты исследований показали, что граждане, уделяющие чрезмерное внимание видеоиграм, вовсе не склонны к замкнутости, а наоборот чаще демонстрируют желание идти на контакт, могут быть более разговорчивы и коммуникабельны.

Во многом, поэтому современные программы не поощряют противоположный тип поведения. Во-первых, современные игры ставят задачи, которые сложно решить в одиночку. Взять серию игр Souls: они отправляют вас в крайне недружелюбную тёмно-фэнтезийную среду. Там вас ждут толпы сильнейших монстров и крайне хитрые ловушки. Всё сделано для того, чтобы вы приглашали себе на помощь либо друзей, либо случайных людей.

Dark Souls

Во-вторых, современные приставки направлены на социализацию: парой кликов вы можете поделиться с друзьями или со всем миром своим результатом, смешным моментом и т.д. На консолях даже можно запустить прямую трансляцию. Её может смотреть, и главное, обсуждать в специальном чате любой желающий.

В-третьих, есть целый пласт компьютерных развлечений, которые держатся на социальном взаимодействии. Это так называемые массовые онлайновые ролевые игры (англ. MMORPG). Беря традиции от настолки “Подземелья и драконы”, такие игры строят целое общество внутри себя. В них люди не только состязаются в дуэлях или на арене, но и торгуют, общаются друг с другом, женятся (не только виртуально). Такие развлечения ещё зачастую называют “второй жизнью”. Причём, второстепенная жизнь может влиять и на настоящую: интернет полон историй, как в MMORPG люди находят друзей и даже любовь. Есть даже целые блоги MMOcouples (пары, встретившиеся в ММО), в котором люди делятся такими историями. И таких страниц в Интернете множество.

В каком-то смысле, в ММО люди даже более общительные, идущие на контакт, чем в жизни. Как часто вы заговариваете со случайными прохожими? Особенно, если в этом не заключается ваша работа. В играх вы достаточно дистанцированы от других людей, чтобы чувствовать себя в безопасности при общении. Дураков и троллей можно отправить в чёрный список, а с адекватными людьми продолжить общение в других средствах коммуникации. Но в ММО мы достаточно связаны с другими игроками, чтобы почувствовать общность, социальное взаимодействие. В общем, такие игры могут быть неплохим тренажёром (начальным) для стеснительных людей.

Помимо общения, любви, сетевые игры обладают и другим типом социального взаимодействия. Неотъемлемая часть любой ММО - это гильдии. Подобно средневековым аналогам, это тоже объединения между людьми на общей почве. Только в нашем случае, люди проводят время вместе, чтобы достичь высот в игре. Проходить вместе самые сложные подземелья, участвовать в самых масштабных битвах с другими игроками.

World of Warships ММОРПГ игра

Причём, чтобы всё это успешно делать, гильдии требуется умелая организация. Зачастую это менеджмент десятками (а иногда и сотнями) людей. Кого и когда взять в рейд, чтобы все были свободны? Как управлять казной и банком предметов гильдии? Как оценить вклад участников в общее дело (а на основе этого кого-то выгнать, а кого-то повысить)? В общем, управление крупной гильдией даёт представление об основах менеджмента и HR.

Но общественно полезным навыкам могут обучить не только сетевые игры. Такие стратегии в реальном времени, как Starcraft или Warcraft учат принимать решения в кризисной ситуации. Во-первых, вы ограничены временем и ресурсами. Во-вторых, ваши владения обхаживает враг (иногда - несколько). Причём, этот неприятель может обладать бо́льшими по объёму ресурсами. В-третьих, вам нужно победить (или достигнуть определённых целей) в этих стрессовых условиях. В-четвёртых, вы не застрахованы от поражения - всё зависит от вас и только от вашей стратегического и тактического мышления, собранности. Скажите, разве это нельзя назвать кризисным менеджментом?

Продолжение следует...

Автор текста: Павел Хибченко

Фото: gettube.cc, ign.com, club-3t.ru


Японские роботы-строители будут работать на Марсе

Выставка раритетной телевизионной техники

Instagram: творческая площадка или зависимость?

Чем полезны видеоигры? Часть вторая

 




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург