Чем полезны видеоигры? Часть вторая

Опубликовано: 16.11.2015
Просмотров: 634

В первой части статьи мы рассмотрели пользу видеоигр для здоровья и социального взаимодействия. Но на этом их польза не заканчивается. Едем дальше.

Игроки-моделировщики

Хорошо, игры неплохо помогают в понимании механизмах социализации. Но могут ли он сами быть некоей общественной моделью?

Игры, как и хорошая книга, могут создавать миры. Но, в отличие от литературного формата, пользователь имеет больше возможностей для исследования. Это воплощается в интерактивности, не говоря уже об аудио-визуальном ряде, делающим модель убедительной. Причём, эти изображения и звук будут задуманными авторами, а не результатом пользовательского воображения.

Моделирование реальности в играх можно условно разделить на множество классов и подклассов. Но предлагаю остановиться на трех разновидностях.

Во-первых, это попытка не просто предсказать будущее, но и изобразить, оживить его. Т.е. происходит процесс погружения человека в фантазию, которая может стать былью. Например, Deus Ex: HR рассказывает о человечестве, заигравшемся с саморазвитием посредством технологий. В нём люди второй половины 21-ого века модифицировали свой организм кибернетическими конечностями. Даже главный герой игры вынужден стать наполовину киборгом, в результате нападения на него.

Помимо убедительной картины мира, игра подчёркивает главное: организм отвергает имплататы. Из-за этого владельцам искусственных глаз, рук, ног приходится тратить огромные суммы денег на препараты, временно уменьшающие отторжение. Люди, подобно Икару желающие достичь новых высот, обожглись. Очень сильно. В то же время, на примере главного героя нам показывают, что человек нового типа способен на многое. Быстро перемещаться, проникать туда, куда не сможет даже самый ловкий спецназовец. Нам показывают, что человечество может достигнуть новых высот, но цена будет высока. В том числе, тотальный контроль над обладателями кибер-имплататов через беспроводную связь.

Последнее стало темой игры Watch Dogs. Она рассказывает историю города, который управляется беспроводной автономной системой. За основу взят Чикаго, в  котором, действительно, существует подобная система управления и слежка. Естественно, появляется хакер, который может с помощью смартфона проникается в CityOS. А, следовательно, и в любое устройство Чикагцев. В них герой видит профиль каждого горожанина, с кратким резюме.

Watch Dogs

Игра показывает последствия чрезмерного доверия автономным системам управления и выкладыванию информации о себе в сеть.

Во-вторых, игры показывают проблемы, сопряжённые с управлением городами. Таким программы, как SimCity и Cities XL рекомендуются к ознакомлению жителям мегаполисов. Ведь игры показывают, насколько сложно управлять такой комплексной системой, как город. Вы узнаете, как прокладывать маршруты в городах (и продумывать логистику). Какой ценой даётся наличие в городе множества производственных предприятий-заводов. А также, что жители в любом случае будут недовольны вашей работой. Как бы вы не старались…

SimCity SimCity

В-третьих, игры могут служить моделью-иллюстрацией научных явлений. Так, пользователь YouTube c помощью Minecraft объяснил и проиллюстрировал, как бесконечно ускоряются световые лучи в космосе. Или создатели игры Portal не просто продемонстрировали систему порталов. Они дали поиграться с ней, используя 2 взаимосвязанных портала для решения головоломок. У людей, которые видели это впервые, сносило голову! Наконец, в Bioshock Infinite нам рассказали историю о параллельных вселенных. После этого, думается, многим геймерам стало понятно, насколько масштабной и запутанной может быть система реальностей.

Игроки-художники

Наконец, польза от игр может проявиться в базовом чувстве прекрасного от получаемого удовольствия, искусности шедевра. А также иные позитивные эмоцию, помогающие в нашем сложном мире.

Если вашей последней игрой были “Братья Марио” или “Утиная охота”, современные аналоги вас удивят. В лучших образцах ролевых игр или экшенов сюжеты увлекают не хуже добротно написанного романа. Персонажи в них одновременно живые и вызывают симпатию, родство, а истории радуют неожиданными поворотами, подтекстами и запоминающимся, эмоциональным финалом. Люди, сыгравшие в Mass Effect, ставят её на один уровень с классической трилогей Джоржа Лукаса. То же самое можно сказать про Dragon Age и “Властелин Колец”.

Как вы поняли, игры - крайне тонкий эмоциональный опыт от сюжета. Но окончательно компьютерные развлечения от книг и фильмов отличает высокий уровень личного в переживаемых сюжетах. Есть множество игр, заставляющих пользователя делать моральный выбор с неоднозначными последствиями. Яркий пример этого - трилогия “Ведьмак”, про Геральта из Ривии. В них вы берёте на себя ответственность за судьбы, как обычных людей, так и королевств. В жизни ты можешь быть обычным студентом или клерком. Но игры дают возможность почувствовать свою избранность. Также вы можете пережить события, которых бы хватило на 5 жизней вперёд.

Более того, игры сближают вас с персонажами и на любовном уровне. Нет, речь идёт не о задротах, молящихся на плакат Лары Крофт. Множество девушек любят упомянутые Mass Effect, Dragon Age за возможность выбрать себе “принца”. И это происходит не в укор реальной жизни: романы в играх находятся где-то в той же плоскости, что и фантазии о голливудской звезде (т.е. безобидны).

Dragon Age

Правда, в играх, отношения осложняются военным положением или нависшей смертельной опасностью. Возникают сложности и более приземистого типа: в Mass Effect 2 девушки могли завести роман со смертельно больным персонажем. Он знает свою обречённость, вы - тоже. Игра то и дело подкидывает трогательные моменты и испытания, связанные с этим. Так что многие девушки-геймеры были в восторге от такой истории.

В общем, рассказываемые истории, отношения (дружеские, любовные) могут доставить эстетическое удовольствие, сравнимое с хорошей книгой или отличным фильмом. Вы побываете в ситуациях, которые в жизни не желательны и извлекаете ценный опыт.

Но чувство прекрасного не ограничивается сюжетом. Есть класс игр, которые способны привести в восторг высокой художественностью картинки.

Это и Flower, где вы ветром разносите семена и лепестки цветов под умиротворяющую музыку. Картина происходящего настолько богата на цвета, настолько красноречива и насыщена, что можно и прослезиться. И чем дальше ты  проходишь, тем осмысленней и монументальней становятся уровни. Например, растениями нужно оживить насквозь серый город.

Иногда чувство прекрасного от выше перечисленного становится невероятно сильным, и в итоге, приводит к желанию творить.

Это может быть творческое свадебное предложение. Увидев, как его девушка обожает «Portal 2», Гари Хадсон связался с актрисой Эллен МакЛейн, которая озвучила одного из злодеев в игре, и попросил её записать для него несколько специальных диалогов. МакЛейн согласилась, и Хадсон нанял пару ребят, которые разработали специальный отдельный уровень в игре. В день рождения девушки Хадсон предложил ей пройти этот уровень, в конце которого Гладос озвучил свадебное предложение молодого человека.

Portal 2 

Причём, такая история - не исключение. Например, американец разработал для своей девушки платформер про рыцаря. Его пассия, руководя рыцарем, проходила несложные уровни. Но в конце девушку ждал сюрприз - точная её копия. Именно ей рыцарь (с лицом её парня под шлемом) сделал предложение выйти замуж.

Также игры способны пробудить в человеке желания творить и на ином уровне. Константин Говорун, бывший редактор игрового журнала рассказал об услышанной интересной беседе между двумя друзьями. Один молодой человек-поклонник Fallout 3, рассказал, что написал по игре фанфик. Причём, не просто рассказ, а роман! Поклонник игры был удручён, что из-за проволочек с авторскими правами, книгу не удастся официально опубликовать.

Другой случай, когда игра своими богатыми событиями вдохновила на написание романа - это Eve Online. Кадровый военный США Джефф Эдвардс напишет мемуары о своей жизни в космической онлайн игре. «Будет куча всего: баталии, шпионаж, крутые технологии и предательства», - комментирует свою книгу автор. И всё это на самом деле происходило с пользователями в виртуальном мире.

И это я молчу про иное творчество, которое вдохновили игры: рецензии, фан-арты, косплей. Высококачественные примеры - достояние всего Интернет.

Так чему же мы научились сегодня? Игры могут принести пользу на разных уровнях: от чувства прекрасного до здоровья.

Однако во всём надо знать меру, в том числе в видеоиграх. Ведь они могут привести к привыканию, ухудшению зрения и просто недоразвитости. Последнее - в случае, если человек помимо виртуальных подвигов не читает книг, не смотрит качественные фильмы, не работает, не учится, не занимается спортом.

Автор текста: Павел Хибченко

Фото: kanobu.ru, ea.com, rus-img2.com, xgames.pro, ru.halflife


Чем полезны видеоигры? Часть первая

Японские роботы-строители будут работать на Марсе

Выставка раритетной телевизионной техники

 

 




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург