Эволюция рекламы. Осталось ли место личному выбору?

Опубликовано: 18.04.2016
Просмотров: 6175

Об идеалах нации можно судить по ее рекламе (Н.Дуглас)

Реклама преследует нас на каждом шагу, куда ни глянь, баннер. Реклама в магазинах, реклама на улице, да что далеко ходить, реклама на каждом автобусе. В среднем человек видит порядка 3000 тысяч рекламных сообщений в день. А сколько он сможет вспомнить? В лучшем случае 2–3. Но, несмотря на это большая часть рекламного мусора все, же откладывается в подсознании.

Нет смысла это отрицать, так на разработку и исследования в области рекламы тратятся миллиарды долларов ежегодно. Маркетинг стал наукой, позволяющей оказывать влияние на массы. Хорошо это или плохо? Этично, ли? Давайте постараемся разобраться.

Маркетинг – синтезированная наука в основе, которой лежит менеджмент, социология и психология. Но не будем вдаваться в классическую теорию, а рассмотрим современные механизмы влияния, с точки зрения нейромаркетинга.

Нейромаркетинг — это комплекс методик, направленных на изучение поведения покупателей и разработку механизмов воздействия на него. Для изучения эмоциональных и поведенческих реакций используются новейшие разработки в области маркетинга, когнитивной психологии и нейрофизиологии.

Ни для кого ни секрет, что 98% покупок совершается под влиянием эмоций. Красивая упаковка, хорошая работа консультанта, приятная музыка в зале, и вот мы уже готовы приобрести товар, хотя вовсе не собирались. Оговорюсь, если вы думаете, что подобные методы применяются только в Штатах, то будете неправы. Вы сталкиваетесь с этим каждый день.

Разберем банальную ситуацию, вы идете в магазин только за молоком, а выходите с целым пакетом продуктов. Почему так произошло? Во многих супермаркетах есть свои пекарни, и зачастую фотографии свежего хлеба и ароматных булочек на входе, уже заставляют задуматься о покупке, а аромат выпечки в торговом зале просто не дает удержаться. И вот в продуктовой корзинке уже лежит хрустящий багет и пара мягких французских булок.

И уже не суть, что для фотографий еду поливают машинным маслом, чтобы она имела блеск, а запах выпечки, вероятно, заслуга ароматизатора.

Тут нам на глаза попадается реклама сладкой газированной воды. «Попробуй… Почувствуй» — призывает слоган. В рекламную кампанию производителя этой газированной воды ежегодно вкладываются миллиарды долларов, и вкладываются не зря, 2016 год не стал исключением. Данная реклама воздействует на наши чувства. На плакатах мы видим веселую вечеринку или влюбленную пару. Пусть и неосознанно, но человек эмоционально реагирует на такие сообщения. Тут-то и срабатывает ловушка, мы ассоциируем себя с картинкой и покупаем продукт, подсознательно надеясь на то, что испытаем те же эмоции, что и люди на фотографии. 

Такая реклама основана на действии зеркальных нейронов. Зеркальные нейроны отвечают за нашу способность к эмпатии – сопереживанию, т. е. позволяют нам поставить себя на место другого.

Более наглядно работа зеркальных нейронов прослеживается, при покупке одежды. Например, видя разворот, где красивая девушка, гуляет по городу в шикарном лиловом платье и в подобранных в тон туфлях, у многих возникает желание надеть то же самое. Нередки случаи, когда девушка приходит в магазин, желая приобрести тот же комплект, что и на страничке журнала, полагая, что будет выглядеть, так же шикарно, как модель. И не беда, что ноги коротковаты или руки полноваты.

Мы немного отклонились от темы, вернемся к нашим покупкам. В процессе прогулки по супермаркету, под мелодичную музыку, которая так же располагает к покупкам, мы подходим к кассе с литром газированной воды с рекламы, булками, пачкой мармеладных змей, оплачиваем товар и уже дома понимаем, что купить молоко забыли.

Сенсорный маркетинг в действии. Такая схема, работает при покупке любого товара, конечно, могут использоваться разные приемы, но основной принцип сохраняется.

Пример с супермаркетом далеко не единственный, реклама проникла во все сферы нашей жизни и во многом ее контролирует. Кто-то в большей степени подвержен влиянию, кто-то в меньшей.

В сфере услуг данный процесс значительно многограннее. В последние годы идет популяризация активного образа жизни, в частности, спорта и туризма. Появляются все новые и новые фитнес-клубы, различные сообщества, опять же магазины, торгующие специализированными товарами. На этой базе развилась целая индустрия.

Но ничего не появляется неспроста, в основе лежит идея. Идея пропагандирующая яркую личность с активной жизненной позицией и красивым телом. Реклама спортзалов повсюду, мы видим тот идеал, к которому стремимся и опять же ассоциируем себя с ним. Покупаем карты клубов, ходим по спортивным магазинам. Интересуемся различными тематическими пабликами в контакте. Разве это плохо? Конечно, на пути к воплощению мечты мы можем столкнуться с аферистами, предлагающими, чудодейственные средства, но с другой стороны, где их нет?

В обществе отношение к подобной пропаганде противоречивое, но если посмотреть глобально, то становиться ясно, что для кого-то мода на спорт просто способ «засветиться», показать себя, а кто-то, наоборот, займется собой и достигнет высот.

То же самое и с индустрией туризма. Путешествия овеяны ореолом романтики. Наверное, многие смотрели фильм «Дикая». Это непросто лента о девушке, идущей с рюкзаком по горам, а о девушке, потерявшей себя. О том, как она, преодолев боль и страх, прошла маршрут Тихоокеанского Хребта. Наедине с собой Шерил смогла переосмыслить многое и заново построила свою жизнь. Это история реальной женщины, что делает ее еще более привлекательной. На волнах ажиотажа, многие увлеклись пешим туризмом, продажи магазинов возросли.

Таким образом, мы видим, что маркетинг основан на эмоциях, идеях. Идея появляется из общества, затем ее подхватывают корпорации. Популяризировав идею, можно продать, что угодно и кому угодно.

В каких-то случаях это хорошо, в каких-то плохо. Однозначного мнения тут быть не может. Человек существо социальное. Нуждается в общении, одобрении, принятии. Поэтому понятие моды, никогда не выйдет из обихода, и это естественно.

Но, представьте ситуацию, если технологии продвинуться столь далеко, что корпорации смогут без труда, влиять на наш выбор, наши эмоции. Кем мы станем? Марионетками? Это вопрос этики. На сегодняшний день он остается открытым.

Но однозначно, можно сказать одно: какой бы ни была мода, чем бы ни были продиктованы тенденции, всегда должна оставаться свобода, свобода личного выбора. 


Хочу стать блогером!

Ник Вуйчич - легенда нашего времени 

Обещание счастья

Как защититься от рекламных манипуляций?

 



Отзывы
Александр  27.04.2016
Очень хорошая статья. Спасибо за работу
Нина  28.04.2016
Спасибо, рада, что статья понравилась)))
Алексей  28.04.2016
читается легко и непринужденно, манера подачи замечательная! читал с удовольствием, подчеркнул для себя много нового. Выбор темы мне очень понравился, актуально на сегодняшний день и всегда на слуху, много важных аспектов затронуто в этой статье! спасибо за такой материал! сайт очень украшают такие грамотные и понятные статьи! Автор умничка! спасибо Вам! успехов в дальнейшем!
Марина  28.04.2016
Содержательная статья! Спасибо автору.
Ксения  29.04.2016
В статье затронута злободневная тема воздействия маркетинговых уловок, написано содержательно и вместе с тем легко! Спасибо автору за точку зрения и наводку на занятный фильм :)
Александр   04.05.2016
отличная статья! Интересная тема затронута, всем советую к прочтению!) автор молодец




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург