Обещание счастья

Опубликовано: 12.04.2016
Просмотров: 411

Современное общество давно принято называть «обществом потребления». В каком-то смысле потребительские ориентиры определяют массовую культуру, и частью этой культуры становится реклама. Как же реклама меняет жизнь тех, кто оказывается восприимчив к ней?

Как ни прискорбно, главное, что реклама привносит в жизнь людей — это всего лишь покупки. Телевизор, рекламный плакат или билборд, яркие упаковки, картинки в любимом журнале — всё это на разные голоса умоляет: «купи!». Тяжело не поддаться этому призыву и ещё сложнее выпрыгнуть из беличьего колеса бесконечных покупок.

Фантастическая сила маркетинговой паутины преодолевает даже препятствия в виде невысокого дохода потенциального потребителя. В чём секрет? Кредиты. Больше половины заёмщиков т.н. «микрофинансовых организаций», печально известных грабительскими процентами и широким арсеналом «выбивания» долгов, берут деньги не на насущные, неотложные нужды, а на дорогие покупки, без которых можно было бы обойтись.

Дорогие машины и гаджеты, модная одежда, парфюмерия, имиджевые услуги — за счёт всего этого мы пытаемся удовлетворить не только «престижные» потребности, напрямую связанные с ценой, известностью марки, привлекательностью товара. Реклама внушает, что вещи — это больше, чем просто вещи.

Реклама показывает нам объёмную картину, в которой «живёт» товар, вследствие чего конкретная вещь, услуга или марка начинает ассоциироваться с неким образом жизни.

Простой пример — реклама парфюмерии, в которой очень красивая женщина в роскошной обстановке соблазняет мужчину. Духи становятся символом сексуальности, красоты, роскоши. Эротические мотивы вообще очень сильны в рекламе парфюмерии.

Или реклама, в которой машина мчится по ровной дороге с великолепными видами города или природы. Автомобиль становится символом свободы, легкости, успеха. Реклама немыслима без привлекательных образов людей, отношений между ними и мира вокруг. Подсознательная проекция этих образов на рекламируемый товар убеждает человека в том, что вместе с покупкой к нему придёт счастье.

Зачастую и маркетинг самых обычных, повседневных вещей — продуктов, моющих средств и т.п. — обращается к социальным образам, формируя те или иные ассоциации вокруг товара. Иногда это делается довольно топорно, но подсознание не упрекает рекламщиков в бесталанности, оно считывает код и выдаёт его в нужный момент, возле заветных полочек в супермаркете. Чем отличается «Баунти» от безымянного кокосового батончика в молочном шоколаде? Очевидно, райским наслаждением...

В некотором смысле реклама может выполнять и воспитательную функцию, демонстрируя человеку положительный пример. Активность, уверенность, доброжелательность в общении, забота о близких — все эти качества «рекламных людей» достойны подражания, но нужно понимать, что главная цель маркетинга — продать, а вовсе не изменить человека к лучшему.

Многие бренды выстраивают свои рекламные компании с положительной мотивацией,
поскольку прямым или косвенным образом это может подстегнуть продажи.



Классика жанра — реклама Nike, пропагандирующая занятия спортом, здоровый образ жизни, преодоление трудностей своими силами... Разумеется, в полном облачении от Nike.

Или многочисленные акции типа «доля нашей выручки от продаж жертвуется в детские дома/больницы/приюты».

Как бы меркантилен ни был подобный маркетинг, он подаёт выполнимый пример, мотивирует не только купить что-то и ждать звёзд с небес, но и делать что-то самим. Проблема в том, что действовать по проложенной маркетологами программе часто оказывается легче и удобнее всего, а рекламные внушения столь же сильны, сколь и недолговечны.

Хорошая реклама — это произведение коммерческого искусства. Почему бы не воспринимать её именно так? Недаром самой качественной и свежей видеорекламе посвящаются целые кинопоказы (вспомним знаменитую «Ночь Пожирателей...»), а маркетинг прошлых лет, во всех его проявлениях, становится частью истории. 

Подключая к восприятию рекламы своё сознание, мы перестаём быть её безвольными жертвами. Она может быть смешной, бездарной или прекрасной, но она нам не указ.


Как защититься от рекламных манипуляций?

История шиншилл: «Не родись красивой, а родись счастливой» 

«Мама, я беременна!» 

Ник Вуйчич - легенда нашего времени



Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург