Главная > Статьи > Учеба > Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по русскому языку

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по русскому языку

03 октября 2019
Категория: Учеба

ФИПИ проанализировала все работы, написанные в 2019 году, и составила список ошибок, которые чаще всего допускают выпускники. «УралСтудент» собрал самое главное из доклада ФИПИ по каждому предмету, а также разобрал задания, которые тяжело даются сдающим.

Результаты ЕГЭ по русскому языку в 2019 году в целом сопоставимы с результатами ЕГЭ прошлых лет. И всё же средний тестовый балл в этом году понизился на 1,4% по сравнению с аналогичным показателем в прошлом году.

Как выглядит ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ по русскому языку состоит из 27 заданий. В части 1 было 26 заданий с кратким ответом. За правильное выполнение заданий участник экзамена мог получить от 0 до 5 баллов в зависимости от вида задания. В экзаменационной работе можно было встретить задания открытого типа; где надо было самостоятельно сформулировать ответ; задания с множественным выбором и на установление соответствия.

2 часть ЕГЭ – это сочинение-рассуждение. С помощью него проверяют умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Для оценки написанного сочинения разработали систему, включающую 12 критериев. Недавно мы по критериям разбирали, как писать сочинение.

Где большего всего допускали ошибки

Из-за того, что задание 2 изменили процент его выполнения значительно сократился и составил 70% вместо прежних 90%. Раньше в этом задании требовалось выбрать из приведённых слов (сочетаний слов) то, которое должно стоять на месте пропуска в указанном предложении текста. В вариантах ЕГЭ 2019 года экзаменуемый должен подобрать это слово самостоятельно.

Задание:

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Эксперты считают, что низкие результаты связаны с недостаточными знаниями морфологии. В основном трудность представляет распознавание местоимений и союзов того или иного разряда. Также выпускники часто не различают прилагательные и наречия, наречия и частицы, союзы и союзные слова.

Кроме того, проверяющие считают, что экзаменуемые не осмысливают логических связей между предложениями текста, не осознают конструктивных приёмов построения логического единства (микротекста); зачастую не выделяют средств связи предложений в тексте (лексический повтор; однотематическая лексика; местоименные замены; видовременная соотнесенность глаголов; использование союзов, союзных слов, предлогов, вводных слов).

Результаты 2019 года показывают, что экзаменуемые стали допускать меньше грамматических ошибок при выполнении задания с развёрнутым ответом.

Самые распространённые ошибки в работах: плеонастические формы сравнительной и превосходной степеней (более лучший, самый красивейший); ошибки в падежных формах существительных (много время).

Одним из наиболее распространённых типов синтаксических ошибок являются ошибки в управлении. Выпускники не замечают нарушений в выборе необходимого падежа и предлога при близких по значению или однокоренных словах (преимущество над ним, превосходство перед другими) и в выборе падежа при производных предлогах (по окончанию спектакля).

Снизился процент выполнения заданий 9–12. Как показывает статистика, самой сложной темой оказалась «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий» - зачастую выпускники не могут восстановить неопределённую форму производящего глагола. Например: тащАщий – экзаменуемые определяют спряжение по глаголу таскать, а не тащить, т.е. смешивают виды глагола, а значит, и неверно определяют спряжение.

Также экзаменуемые плохо справляются с заданиями, проверяющие правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) и правописание приставок.

Задание 20 проверяло знания пунктуации. Эксперты предположили, что затруднения вызваны неумением видеть структуру сложного предложения и устанавливать границы его предикативных частей.

В 2019 году в КИМах появилось новое задание - №21. В нём проверялись умения экзаменуемых выполнять пунктуационный анализ небольшого текста. Для анализа были предложены тексты с конструкциями с запятой, двоеточием, тире. Процент выполнения оказался низким вне зависимости от того, какие пунктуационные правила проверялись – 32%.


Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по литературе

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по информатике

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по биологии

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по обществознанию

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по истории

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по химии

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по физике

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск