Главная > Статьи > Советы > Готовимся к ЕГЭ: как написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Готовимся к ЕГЭ: как написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

30 апреля 2019
Категория: Советы

Мы писали, что именно поменялось в ЕГЭ по русскому языку в 2019 году. Одно из главных изменений коснулось последнего письменного задания, где требуется написать сочинение. Что нужно сделать, чтобы получить максимальные 24 балла за него, разбирался «УралСтудент».

Определимся, по каким критериям оценивают сочинение, и что именно надо писать в связи с ними. Всего критериев 12, они делятся на три блока: содержание, речевое оформление, грамотность.

1 блок:

К1. Формулировка проблем исходного текста.

Главная задача экзаменуемого - найти проблему, иными словами вопрос, на который автор пытается дать ответ. Иногда проблема проговаривается автором или сформулирована в риторическом вопросе.

Пример:

(1)Помню, еще в 60-е годы, когда слушал я о правительственных наградах труженикам сельского хозяйства, вырастившим хороший урожай кукурузы, меня мучила мысль: а почему же американское правительство не наградило орденом фермера Гарста, вырастившего на своей ферме рекордный урожай кукурузы?

(2)Да за что же ему орден-то давать? (3)Постарался, получил за свою кукурузу приличные деньги. (4)Что еще? (5)И тут же сам собой получился вывод: награждая орденами и медалями за честный, хороший труд, правительство как бы официально подтверждает, что оно недоплачивает труженикам! (6)Больше того, выдавая награды передовикам, оно внушает трудящимся массам мысль, что честный, добросовестный труд – это такое геройство, такой подвиг, что он под силу только немногим героям, а от обычных людей требовать честной работы нельзя!

(7)Это обескураживающее открытие долго не давало мне покоя, пока совершенно случайно я не нашел разгадку в «Жизни двенадцати цезарей» Светония. (8)Оказывается, цезарь Август был очень скуп на почетные государственные награды. (9)За услуги государству он всегда старался расплатиться деньгами. (10)И только уж тогда, когда услуга не поддавалась денежной оценке, он со скрипом соглашался устроить такому человеку чествование, триумф, почетный знак или иную государственную награду. (11)Когда Августа спрашивали, почему он так скуп на награды, он отвечал, что деньги всегда можно найти, но если упадет репутация государственной награды, то восстановить ее ничем нельзя.

(12)Вот в чем дело! (13)Вот почему правительственные награды нельзя давать за честный, качественный, добросовестный труд, за который можно расплатиться деньгами. (14)Награды нужно давать за такие деяния, за такие услуги государству, выполняя которые человек ставит на карту свое имя, репутацию, семью, здоровье, самою жизнь.

(15)Много лет я считал эти рассуждения бесспорными. (16)Но сейчас я вдруг понял: нет, они не абсолютны! (17)Они справедливы, когда государство благоденствует и процветает. (18)Но когда Отечество в опасности и у государства нет средств на справедливую оплату, оно вправе давать за труд правительственные награды как признание заслуг, невыразимых в денежном исчислении. (19)Вот почему я новыми глазами смотрю теперь на стариков, когда вижу на их пиджаках и кофтах скромную медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Правильный ответ:

Проблема соотношения цели и средств её осуществления (какими средствами должно пользоваться государство, чтобы поощрять граждан?)

Если у государства хватает средств на справедливую оплату, то лучше заплатить труженику, чем дать ему награду. Честный труд – не подвиг, а обязанность каждого работника. Награду стоит давать за настоящие подвиги, совершая которые, человек «ставит на карту свое имя, репутацию, семью, здоровье, самою жизнь».

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Как мы уже говорили, этот критерий теперь оценивается в 5 баллов. Таким образом у школьника проверяют умения анализировать текст. Комментарий должен подтверждать наличие предложенной вами проблемы в тексте. Для этого необходимо анализировать текст, а не пересказывать его (пересказ — это то, что делает герой, комментарий — это то, что делает автор), указывая на конкретные ситуации из текста или размышления автора.

Комментарий содержит несколько важных элементов: два примера-иллюстрации из текста (то, что позволит нам понять смысл прочитанного), пояснения к этим иллюстрациям и смысловую связь между ними. Смысловая связь отражает тот или иной логический приём: противопоставление, следствие, обобщение и пр. Важно не просто отметить смысловую связь, но и пояснить, что конкретно имеется в виду. Например, если пишите о противопоставлении двух примеров, то необходимо указать, в чём именно эти два примера противопоставлены.

Поскольку по данному критерию можно получить достаточно большое количество баллов, это будет самая важная и объемная часть структуры сочинения.

К3. Отражение позиции автора исходного текста.

Перескажите в паре предложений отношение автора к тому, что он пишет. Можно переписать вывод,  к которому приходит автор.

К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.

Обратите внимание, с 2019 года ученик должен выражать отношение к позиции автора, а не к проблеме, как раньше. Здесь можно соглашаться или не соглашаться с автором, главное, не забудьте пояснить почему.

2 блок:

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Сочинение должно быть последовательным, логичным – чтобы достичь этого, нужно правильно разделить его на абзацы. Приведём пример структуры текста сочинения.

1 абзац:

- проблема;

- комментарий по проблеме;

2 абзац:

- позиция автора;

- Согласие или несогласие с позицией автора;

3 абзац:

- аргумент №1;

4 абзац:

- аргумент №2 (если аргументы небольшие по объёму, можно соединить их в один абзац);

5 абзац:

- заключение.

K6. Точность и выразительность речи.

Обращайте внимание на повторы слов. Заменяйте синонимами. Пробуйте по-разному строить предложения.

3 блок:

K7. Соблюдение орфографических норм.

K8. Соблюдение пунктуационных норм.

K9. Соблюдение языковых норм.

K10. Соблюдение речевых норм.

K11. Соблюдение этических норм.

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

Тут сложно что-то посоветовать. Проверяйте ошибки. Если не уверены в написании слова или в знаках препинания, заменяйте и стройте более простые предложения. Чем больше вы вычитываете текст на ошибки, тем меньше их замечаете. В этом случае попробуйте читать с конца. Так неточности будут лучше бросаться в глаза.


«Высшее образование – всего лишь теоретическая база»: руководитель дизайн-студии о том, почему наличие диплома не гарантирует трудоустройство

Правила поступления в колледж: список документов и сроки их подачи 2019

Простая инструкция: как поступить в вуз после колледжа

Правила поступления в вуз: список документов и сроки их подачи 2019

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск