Главная > Статьи > Учеба > Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по химии

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по химии

18 сентября 2019
Категория: Учеба

ФИПИ проанализировала все работы, написанные в 2019 году, и составила список ошибок, которые чаще всего допускают выпускники. «УралСтудент» собрал самое главное из доклада ФИПИ по каждому предмету, а также разобрал задания, которые тяжело даются сдающим.

Согласно результатам экзаменов, средний тестовый балл продолжает расти - в 2019 году он составил 56.

Как выглядит ЕГЭ по химии

Каждый экзаменационный вариант состоял из двух частей и включал в себя 35 заданий: часть 1 содержала 29 заданий с кратким ответом базового и повышенного уровней сложности; часть 2 содержала 6 заданий с развернутым ответом высокого уровня сложности.

Часть 1 состояла из четырёх тематическим блоков: «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических четырёх элементов по периодам и группам». «Строение вещества. Химическая связь»; «Неорганические вещества: классификация и номенклатура, химические свойства и генетическая связь веществ различных классов»; «Органические вещества: классификация и номенклатура, химические свойства и генетическая связь веществ различных классов»; «Химическая реакция»; «Методы познания в химии»; «Химия и жизнь»; «Расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций».

Во 2 части проверяли знания окислительновосстановительных реакций, реакций ионного обмена, химические свойства неорганических и органических веществ, а также знание физических величин и возможность вычисления их количественного значения на основании формулы вещества или по уравнению химической реакции. 

Блок «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов по периодам и группам». «Строение вещества. Химическая связь»

В целом экзаменуемые показали высокие результаты в решении заданий этого блока. Единственное, хуже справлялись с сопоставлением строения и свойства вещества.

Задание:

Из предложенного перечня выберите два свойства, которые характеризуют вещества с молекулярной кристаллической решеткой.

1) высокая электропроводность в кристаллическом состоянии

2) высокая твердость

3) высокая электропроводность в расплаве

4) высокая летучесть

5) низкая температура плавления Запишите в поле ответа номера выбранных свойств.

Блок «Неорганическая химия»

В этот блок вошли задания из 1 части – задания базового и повышенного уровня сложности - и из 2, где были задания высокого уровня сложности. Что касается базового уровня, то с ним справились больше половины учеников. Исключение составило задание №9 – его выполнили 36%.

Задание:

Установите соответствие между исходными веществами и продуктом(-ами), который(-е) образуется(-ются) при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Гораздо хуже выполнили задания из 2 части по этой теме - №32.

Задание:

Нитрат меди(II) прокалили. Образовавшуюся при этом смесь газов пропустили через воду, при этом образовалась кислота. В горячий концентрированный раствор этой 9 кислоты поместили оксид железа(II). Образовавшуюся соль железа выделили и поместили в раствор карбоната калия. Напишите уравнения четырех описанных реакций.

Ответ к этому заданию предполагал запись следующих уравнений реакций:

1) 2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + O2

2) 4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3

3) FeO + 4HNO3(конц.) = Fe(NO3)3 + NO2 + 2H2O

4) 2Fe(NO3)3 + 3K2CO3 + 3H2O = 2Fe(OH)3 + 3CO2 + 6KNO3

За каждое верно составленное уравнение реакции экзаменуемый получал 1 балл, за задание в целом – 4 балла. Наиболее часто встречались следующие ошибки. В первом уравнении в качестве продукта реакции вместо оксида меди(II) экзаменуемые записывали металлическую медь. Выпускники с низким уровнем подготовки затруднялись в написании второго уравнения реакции – получения азотной кислоты. В третьем уравнении реакции некоторые экзаменуемые не учитывали сильных окислительных свойств концентрированной азотной кислоты и составляли уравнение реакции обмена, в которой степень окисления железа не изменяется. Уравнение четвертой реакции зачастую ошибочно экзаменуемые записывали как реакцию обмена между солями с образованием карбоната железа(III), который отсутствует в растворе.

Выполнить задание полностью и получить максимальные 4 балла смогли только наиболее хорошо подготовленные экзаменуемые – 39%.

Блок «Органическая химия»

В этом блоке были задания всех уровней сложности. Хуже решались задания базового уровня сложности, которые в экзаменационной работе были представлены на позициях 12–15. Наибольшие трудности вызвало задание №14, в котором проверялись знания свойств и способов получения кислородсодержащих органических соединений.

Задание:

Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми не взаимодействует фенол.

1) HBr

2) HNO3

3) CH3COOH

4) O2

5) Cl2

Ответ: 1, 3

Большое число выпускников дало частично правильный ответ. Так, 34% экзаменуемых указали верно, что вещество 3 (СН3СООН) не взаимодействует с фенолом, но ошиблись при выборе второго вещества. Это говорит о том, что они недостаточно усвоили знания о строении и свойствах спиртов и фенолов и, как следствие, недостаточно понимают отличие фенолов от спиртов.

При выполнении этого задания необходимо было помнить, что в молекуле фенола присутствует бензольное кольцо и гидроксильная группа, оказывающие друг на друга взаимное влияние. Поэтому фенол по химическим свойствам существенно отличается от спиртов. Не проанализировав эти факты, экзаменуемые формально подошли к выбору второго вещества, указав хлор Cl2 (по аналогии со спиртами) или кислород O2.

Задание:

Задана следующая схема превращений веществ:

Определите, какие из указанных веществ являются веществами Х и Y.

1) н-гексан

2) пропанол-2

3) пропин

4) 2,3-диметилбутан

5) пропен

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Ответ: X – 5, Y – 4

Только 20% выпускников дали полный правильный ответ на это задание. Для успешного нахождения этих веществ нужно было внимательно проанализировать условие задания. Так, по условию необходимо было, чтобы вещество Х получалось в одну стадию из пропана, что совершенно исключало выбор вещества 2 (пропанол-2). Большое число выпускников (13,7% и 6,5%) ошибочно выбрало именно этот вариант ответа. Этой ошибки можно было бы избежать, записывая уравнения реакций, соответствующих заданной схеме превращений.

Ошибки при выборе вещества Y также можно объяснить нежеланием некоторых выпускников составлять соответствующие уравнения реакций. Так, 17% выпускников в качестве вещества Y выбрали вещество 1 (н-гексан), формально рассудив, что при удвоении пропильного радикала получается вещество, содержащее шесть атомов углерода. Еще 13% выпускников неверно рассудили, что при действии натрия на 2-бромпропан протекает реакция элиминирования бромоводорода с образованием пропена (вещество 5).

Эксперты ФИПИ настаивают, что записывать структурные формулы органических веществ, а также уравнения протекающих реакций необходимо. Это позволит экзаменуемым убедиться в правильности своего ответа.

Блок «Химическая реакция. Методы познания в химии. Химия и жизнь. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций»

В этом блоке также были задания всех уровней сложности. Как показал анализ, экзаменуемый испытывали трудности при выполнении задания №25. Оно проверяло знания качественных реакций на неорганические и органические вещества.

Задание:

Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А – 1; Б – 2; В – 2; Г – 1

Чтобы справиться с этим заданием, нужно было проанализировать, вещества каких классов предлагается различить; вспомнить их характерные реакции; исходя из этого, подобрать нужный реактив; вспомнить, какие качественные признаки сопровождают эти реакции. Также некоторые выпускники неверно основывались только на том, что выбранный реактив взаимодействует лишь с одним из различаемых веществ, поскольку их взаимодействие зачастую не сопровождается видимыми признаками и не может использоваться для качественного распознавания веществ.


Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по физике

Всё о поступлении: что такое целевое направление и где его взять

Всё о поступлении: что такое негосударственный вуз и стоит ли в нем учиться

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск