Главная > Статьи > Карьера > Роберт Карапетян: "К сожалению, большинство программ на современном телевидении смотреть опасно для

Роберт Карапетян: "К сожалению, большинство программ на современном телевидении смотреть опасно для

19 июля 2017
Категория: Карьера

Роберт Карапетян - известный человек в телевизионном и журналистском сообществе Екатеринбурга. Руководитель программы  «Бюро журналистских исследований», режиссер в ООО «Студия «А-фильм», учредитель Телевизионного агентства «Скрытая камера», преподаватель курса «Основы операторского мастерства» в Уральском федеральном университете.

С чего все началось? Когда ты впервые взял камеру в руки?
Первый раз камеру взял в руки еще в школе. С одноклассниками организовал любительскую телекомпанию. Мы снимали учебные фильмы, видеоролики о городских событиях. Среди работ фильм про Свердловскую областную библиотеку им. В.Г. Белинского. Нас тогда пустили снимать в самые заповедные места, куда обычным читателям вход закрыт. За этот фильм библиотека нам вручила золотой билет почётного читателя.  Для школьника это неслыханное счастье, ведь по этому билету книги можно было брать домой, а студенты могли  тогда работать с литературой только в читальных залах.  

На кого ты хотел быть похож? Кто был образцом для подражания?
Как-то получилось, что не было ни кумиров, ни образцов для подражания. Раньше я очень часто наблюдал, как работают журналисты и операторы на съемках, смотрел и пытался анализировать уже готовые материалы в эфире. Мне нравились спецпроекты, которые делала команда Иннокентия Шеремета. Для того времени это было уникально. На региональном телевидении мало кто снимал подобные документальные проекты. Сейчас стараюсь ни на кого не смотреть, делать так, как нравится мне.


 
Ты сейчас ведешь в УрФУ курс  «Основы операторского мастерства». Насколько студенты увлечены предметом? Какими секретами мастерства ты делишься?
Курс был введен для того, чтобы студенты журфака могли познакомиться с профессиональной видеокамерой, научиться снимать. Студенты ходят с удовольствием, как мне кажется. Мало где можно бесплатно пройти такой курс. На телекомпаниях вряд ли кто-то даст студенту камеру стоимостью 300.000 рублей. Здесь же такую возможность предоставляет факультет журналистики. Очень мало часов выделяется на этот курс, но студенты успевают прослушать теорию, ознакомиться с основными настройками профессиональной видеокамеры, научиться снимать видеоряд для новостного сюжета, сами снимают интервью. Я считаю, что это важно, так как будущее за универсальными журналистами, которые умеют не только писать, но и снимать, монтировать и распространять свои материалы. Техника становится компактнее, журналист более мобильным. Сейчас в небольшом рюкзачке помещается целая телекомпания – видеокамера, микрофон и ноутбук для монтажа.

Недавно появилась информация о том, что Министр образования и науки России Ольга Васильева предлагает создать в нашей стране школьное телевидение. Насколько это предложение выполнимо?
Я знаком с творчеством школьных телестудий, так как несколько раз принимал участие в конкурсах видеороликов в качестве члена жюри. Школьное тв – очень интересная и нужная работа. Это не стоит больших денег и вполне реально. Есть несколько проблем. Нужно понимать, что в такой телестудии массово школьники не смогут быть задействованы. Как правило, это несколько активных молодых людей, которым интересно заниматься видеосъемкой и монтажом. Другая проблема – они варятся в собственном соку. Не знают жанры, не делают различий между информационным сюжетом и видеозарисовкой. Я считаю, что каждую школьную телекомпанию должен курировать журналист-практик, который в режиме консультаций будет ребятам проводить мастер-классы.

Сейчас молодежь отказывается от телевизоров, мотивируя это тем, что все можно посмотреть  в интернете. Как ты относишься к такой позиции? Что ждет телевидение в будущем?
На самом деле не нужно переживать. Изменится способ доставки контента. Всё равно мы будем смотреть видео. И неважно по телевизору, на телефоне или на мониторе стационарного компьютера. Сейчас для молодых журналистов полная свобода действий. Даже не обязательно работать в штате  телекомпании. Можно вести свой канал на YouTube. Если ты снимаешь интересные материалы, тебя будут смотреть. Тем более, на просмотрах можно и зарабатывать. Например, мой канал на YouTube начал тоже приносить небольшой доход.
 
Какие съемки оказались самыми запоминающимися? Где они проходили и почему отложились в памяти?
Самые запоминающиеся – это остро-социальные сюжеты. Именно в таких материалах ты понимаешь, зачем ты работаешь. Это попытка помочь своим зрителям. Я люблю жанр журналистского расследования. Очень часто берусь за материалы на экологические темы. Во время работы над подобными сюжетами постоянно сталкиваемся с воспрепятствованием журналистской деятельности. Один раз нас даже забрали в отделение полиции. Но все эти трудности только еще больше заставляют тебя идти до конца и разбираться в проблеме. Это настоящая детективная история, где твоя задача найти причины проблемы, способы их решения. После выхода в эфир нашего фильма «Люди из нефти» про экологическую катастрофу в Пермском крае прокуратура начала проверку и обязала виновников происшествия расселить жителей из опасной деревни.



Расскажи, пожалуйста, про свою команду - Телевизионное агентство «Скрытая камера».
Команда у нас небольшая. Это мои верные друзья, которые помогают на съемках. У нас нет операторов, монтажёров, водителей, режиссеров, гримеров и прочих привычных для телекомпаний сотрудников. Все очень просто. Я совмещаю работу оператора, журналиста, монтажёра, режиссера. Есть редактор, так как я не могу сам свои тексты редактировать, нужен свежий взгляд. Есть диктор, который профессионально владеет голосом и начитывает закадровые тексты. Ну и на съемки я беру с собой журналиста, так как невозможно самому и снимать и вопросы задавать. Хотя были и такие примеры. Один я работал в Западной Сахаре, один снимал фильм про Екатеринбургский зоопарк.  

Что мы увидим в ближайшее время?
Сейчас в монтаже находятся фильмы про Белоруссию, Армению, Албанию. Так же снимаем очередное экологическое расследование на территории Свердловской области. Там очень серьезная проблема. Предприятие отравляет своими отходами природу, уничтожая всё вокруг. Зафиксированы серьезные заболевания у сотрудников предприятия и местных жителей. Надеюсь, до конца 2017 года завершить съемки этого фильма.

Ты состоялся как журналист и оператор. Какие профессиональные вершины еще не покорены?
Сейчас я продолжаю занимать тележурналистикой – это моя жизнь. Но уже несколько лет я в качестве режиссера снимаю документальное кино. Это совсем другой, более сложный жанр. Иногда проблематично подавлять в себе новостийный стиль работы и переключаться на неторопливый ритм неигрового кино. Документалистикой я занимаюсь уже 7 лет, в 2016 году вступил в Союз кинематографистов России. Сейчас работаю над фильмами о заповедниках. Несколько недель в нетронутых лесах, многокилометровые походы, ночёвка в лесных избушках, борьба с комарами, охота на браконьеров, сплавы по рекам – это лишь небольшой список из того, что ждет меня в ближайшие месяцы. Заниматься любимой работой на красивейшей уральской природе – это настоящее счастье!

Что ты смотришь по телевизору?
Я сейчас телевизор смотрю на компьютере: новости, итоговые программы и документальные фильмы. Просто так удобнее. К сожалению, большинство программ на современном телевидении видеть опасно для жизни. Должен признаться, что телевизор мне заменил YouTube. Там, конечно, много видеохлама, но если искать, то можно найти интересные материалы. Часто бывает, что любительские видео интереснее, чем работы профессиональных телекомпаний.

Над интервью работала П.М.
Фотографии: из личного архива Р. Карапетяна


Жаркая и громкая суббота в Арамиле! II этап Кубка Свердловской области по ралли-спринту "Жажда Скорости"  

Новые духи как новая жизнь. Арома-стилист раскрывает тайны парфюмерии   

Не хочу учиться, хочу работать. Успешные люди без высшего образования

Не верь, не бойся, не молчи: даем советы первокурсникам  

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск