«Искусство – мир особый»: состоялась премьера спектакля «ОБЭРИУТЫ»

Опубликовано: 25.09.2017
Просмотров: 1092

22 и 23 сентября в Камерном театре состоялась премьера спектакля главного режиссёра театра Дмитрия Касимова «ОБЭРИУТЫ». Спектакль является заключительной частью цикла «Русская поэзия ХХ века», посвящённая 100-летию Революции. Что скрывается за странным словом «ОБЭРИУТЫ» узнавал «УралСтудент».

В 1928 году на собрании в Доме печати появилось «Объединение реального искусства», сокращённо ОБЭРИУ. Его создание ознаменовало появление организованной ниши «левого» искусства. В ХХ веке отрекаться от многих устоев прошлой жизни было в порядке вещей. Эта тенденция прослеживалась во многих сферах жизни, не обошла, конечно, и литературу. Обэриуты же были одними из главных представителей инновационной и нестандартной поэзии. Отказавшись от традиционной формы искусства, пропагандируя гротеск, алогизм и поэтику абсурда, обэриуты завершили эпоху Русского Авангарда и оказали большое влияния на формирование современной культуры.

В отличие от предыдущих представлений цикла «Русская поэзия XX века», в «ОБЭРИУТАХ» играли конкретных поэтов. В спектакле обыграли произведения Даниила Хармса, Александра Введенского, Николая Заболоцкого и Николая Олейникова. На роль Хармса выбрали небезызвестного артиста, рок-музыканта Николая Ротова. По мнению режиссёра, именно Николай смог оказаться убедительным в этом образе. Для себя же Касимов выбрал роль Заболоцкого.

- Я уже открыл для себя этого поэта, эту личность, перед которой остается только преклоняться за его стойкость своим убеждениям и жизненной позиции. Это был человек, который никогда не сворачивал, он всегда оставался верен своим принципам как творческим, так и жизненным, - добавил он.

Что касается роли Александра Введенского, то её исполнил Александр Алферьев:

- Александр Введенский – один из персонажей XX века, который был искренне мне интересен на протяжении, пожалуй, всей сознательной жизни. Я впервые познакомился с творчеством ОБЭРИУТ в детстве. Это началось с Хармса. Позже в университете я познакомился с редкими тогда публикациями Введенского. Это был сборник в мягкой обложечке, который случайно попал мне в руки. Стихотворение «Элегия» что-то сделало в целом с моим мироощущением. Оно оказалось настолько созвучно с тем, что происходит сейчас в мире. Чем классика отличается от проходной литературы? Тем что классик задевает струны в нашей душе, которые, так или иначе, всегда живы. То же самое произошло у меня в общении с Введенским. Я не выбирал эту роль. Она сама ко мне пришла.

Идея поставить спектакль по обэриутам у Дмитрия Касимова возникла ещё в 2015 году. Вместе с ней родился сам проект «Русская поэзия XX века». В творчестве обэриутов слова обретали новую смысловую нагрузку и ориентировались на глобальные вопросы человечества. Поэтому стихотворения не всегда могут быть понятны для зрителей. Вследствие чего перед режиссёром была поставлена задача раскрыть стихотворения так, чтобы они стали доступны для пришедших гостей.

По словам участников постановки, для них было важно понять, в каких обстоятельствах находились поэты. Ведь поэзия здесь – иллюстрация их жизни.

- Постановка представляет собой единую композицию из рецензий, воспоминаний и стихов. Стихотворения я отбирал специально для спектакля. Например, «Элегия» Введенского, «Белая ночь» Заболоцкого. Это программные стихи поэтов-обэриутов, они должны звучать. Поэты-обэриуты образовались, не напечатав не строчки, они всё писали в стол. При жизни они реализовались только в детской литературе. В спектакле мы уделим внимание детским стихам, - объясняет Дмитрий Касимов.

К раскрытию жизни поэтов создатели спектакля подошли с фантазией. Рассказывать о культурных революционерах было решено устами их жён и дам сердца. Представление разделили на два акта. Первая часть в ярких красках и дерзкой манере повествует о бесконечных романах, любовных интригах и, конечно, произведениях главных героев. Так что начиная с первого акта, вы уже будете иметь представление о парадоксальной личности поэтов.

Второй акт контрастирует с первым. Он раскрывает трагическую сторону жизни поэтов. В 1931 году «Объединение реального искусства» официально перестало существовать. Хармса и Введенского арестовали по государственному делу, обвиняя в контрреволюционной деятельности, после чего сослали без права на дальнейшее возвращение. Они умерли в заключении в 1941-1942 годах. Арестовали и Николая Олейникова. В отличие от своих товарищей долго в тюрьме он не просидел. В 1937 году его расстреляли.

Сменив короткие платья и чулки на юбки в пол и свитера, несчастные, убитые горем жёны с дрожью в голосе вспоминают последние минуты, проведённые с мужьями. А тем временем на сцене мы с тревогой наблюдаем за допросами в НКВД и вынесением смертельных приговоров.

- В 30-е годы поэтов-обэриутов пытались стереть из истории, их как будто и не было. Этим спектаклем мы отдаем дань уважения. Торжествует историческая справедливость. Мы возвращаем и заново открываем этих остроумных поэтов, которые оказали огромное влияние на современную культуру. Сегодня она во многом сформирована под влиянием Хармса и Введенского. Они - создатели русского театра абсурда, драматургии абсурда. Именно той драматургии, которая только спустя 15-20 лет появилась в Европе, - отмечает режиссёр.

Разыгравшаяся на сцене Камерного театра драма иллюстрирует картину всей эпохи того времени. Когда деятели искусства подвергались гонениям, обвинялись в шпионаже и в попытке подорвать власть. Искусство 1930-1940х годов считалось хорошим, лишь когда нравилось лично Иосифу Сталину. Всё, что выходило за рамки его понимания, объявлялось вне закона и вычёркивалось из жизни общества. И здесь будет уместно процитировать стихотворение Николая Заболоцкого: «Искусство — не жизнь. Мир особый. У него свои законы, и не надо его бранить за то, что они не помогают нам варить суп». Жаль в то время этого не понимали.

Несмотря на то, что премьера спектакля уже состоялась, у всех неравнодушных к творчеству обэриутов, есть шанс увидеть постановку в октябре. Так что следите за афишей Камерного театра и не пропустите это зрелище.

Автор: Анастасия Норина, Александра Малинцева

Фото: Анастасия Норина, Виктор Соколов


Комедии, музыкальное шоу и драмы: на СТС стартует новый теле-сезон

Есть или не есть: почему диеты не всегда работают

Очередная Шнобелевка: жидкие коты и музыка во влагалище




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург