Современное искусство - послание 21 века

Опубликовано: 09.01.2016
Просмотров: 655

Задаваясь вопросами «Что привлекательного в современном искусстве?» и «Что искусство может рассказать о нашем времени?» я решила проанализировать и сопоставить друг другу творчество трех современных художников Льва Табекина, Алисы Йоффе и Юрия Альберта.

Не спорю, взять творчество только троих и утверждать, что я получу полный ответ на поставленные вопросы нельзя, но выбор пал на этих художников не случайно. Не случайно, потому что именно их творчество показалось мне наиболее явно отражающим сегодняшние реалии, особенно их недавно прошедшие выставки: «Время говорить» Льва Табекина, «Я хочу есть твоим ртом» Алисы Йоффе и «Мне так много надо вам сказать своим искусством» Юрия Альберта.

Смысл, заключенный во все три названия един. Все три отражают процесс взаимодействия художника и зрителя, при том, что не всегда автор произведения говорит нам о нем, интерпретируя свою работу. Право отдано зрителю. Это не просто преподнесенный сочинителем подарок, это и есть процесс взаимодействия, который так нарочито подчеркивают художники. Здесь важна взаимосвязь людей, как художника со зрителем, так и в обществе в целом, где уже нет границы между творцом и созерцателем. Интерес выбранных мною художников прикован к нравственным установкам, которые использует общество сегодня. В данном случае художники задают нам вопросы: «А правильны ли эти установки?», «Истинны ли они, если нет, то насколько они искажены?», «Общепринятые ли это позиции, если так, то почему нужно склоняться к мнению большинства?» «Или напротив следует прибегать к противоположным суждениям?», « Не являются ли заблуждением общие правила?».

«Время говорить»

Главную идею своей выставки «Время говорить» Лев Табекин обозначил как «в противовес советской идеологии вернуться к религиозным сюжетам, мифологии, к тем истокам, которыми питалось человечество испокон веков».

Художник обращает наше внимание на необходимость вновь прийти к тем очевидным нравственным установкам, от которых нас заставляли уходить в советский период: заставляли предавать, лгать, если твои суждения не вписывались в общепринятое мнение; заставляли отказываться от самого себя, забывать, что есть «ты» и есть только «мы».

Лев Табенкин "Тайная вечеря" 1992

Работы, представленные на выставке, написанные в конце 80-х начале 90-х годов актуальны и сейчас, с чем связано проведение выставки (январь 2016 г., галерея «ARTSTORY»). Актуальны, поскольку мы так и не научились рассуждать самостоятельно, не ориентируясь на мнение большинства. Так мы лишаем себя возможности идти по верному пути, пусть даже путь в этом случае труднее. Но возникает вопрос: «Готовы ли мы идти такой дорогой?». Здесь уже каждый сам делает выбор.

Хотя религия, к которой обращает наше внимание автор говорит « мы», она не стирает «я», заменяя личные потребности общественными, потому что заставляет думать о ближнем и приводит к взаимодействию, в котором каждый пытается «не навредить» другому, жить так, чтобы комфортно было не только тебе.

Лев Табенкин "Стадо" 1998

«Я хочу есть твоим ртом»

Идея, предложенная Львом Табекиным созвучна со взглядами молодой художницы Алисы Йоффе, с ее выставкой «Я хочу есть твоим ртом» (сентябрь 2013, Культурный центр «ЗИЛ»). Задачей выставки было обратить внимание на то, что «в обществе, зараженном повторять за другими, сотрудничество должно быть священным «плевком» новизны».

Автор, как и предыдущий, указывает нам на отсутствие у окружающих своей точки зрения. Отсутствие уже не по причине идеологии, а по причине желания остаться в стороне, по причине избежать ответственность за свои слова и поступки, по причине безразличия к происходящему и окружающим. Поэтому автор призывает к сотрудничеству и не ограничивается только принципом «не навреди». Она говорит о социальных группах, которые своими суждениями, действиями смогли бы изменить окружающих, заставить вспомнить какими наилучшими качествами обладает Человек и как своим примером один может сделать лучше другого.

 

Алиса Йоффе выставка "Я хочу есть твоим ртом"

«Священным «плевком» новизны» вовсе не означает отвержение предыдущего опыта. Для сложившейся, по мнению художницы, модели отношений в обществе, предлагаемое ей поведение (сотрудничество) является новизной, но это новое совершается на основе истинных, подлинных, нерушимых ничем нравственных идеалах. Это перекликается с «возвращением к истокам» Льва Табенкина. На связь времени и прошедших сквозь это время идеалов, указывает изображенный образ дачи (имения в каком-то смысле), вбирающий в себя домашнюю теплоту, уют, семью, закладывающую в человека истины, с которыми он живет всю жизнь.

«Мне так много надо вам сказать своим искусством»

Выставка Юрия Альберта «Мне так много надо вам сказать своим искусством» (июнь, 2015 г.) показывает, что художник хочет донести до нас свои идеи не средствами своего языка, а услышать их от зрителя. Он заставляет пришедших рассуждать и прийти к выводу. Опять прослеживается процесс взаимодействия, в котором акцент сделан на ответственности за свои слова. Деталь воплощена через белые пустые холсты, которые содержанием наполняют сами зрители и отвечают за него.

Есть вторая часть экспозиции, в которой холсты заполнены текстами автора. Часть, в которой представлены размышления одного человека. Подход о единичном примере, заставляющем задуматься окружающих, подобен методу Алисы Йоффе.

Образ А. С. Пушкина (картина Ю. Альберта), держащего в руках палитру и кисть, являет собой образ художника в широком смысле слове. Художник окрашивает в определенный цвет те или иные события, тем самым дает им личную оценку, поскольку сам выбирает цвет краски, в котором ощущает произошедшее.

 

Юрий Альберт выставка "Мне так много надо вам сказать своим искусством"

Своей выставкой художник заставляет нас задуматься над происходящим в жизни; спектр вопросов не ограничивается одной темой, зритель сам определяет его широту в соответствии с широтой своих интересов (на это указывают белые холсты). Автор подчеркивает неотвратимость ответа за свои суждения, но груз ответственности не должен вызывать страх свободно мыслить или мыслить иначе, чем остальные. Автор выставки считается с индивидуальным мнением каждого (свобода выбора художником определенного цвета краски). И отмечает это как важную, неотъемлемую и необходимую для каждого черту. В данном случае индивидуальность и общество не спорят, они взаимодействуют, приходя к общим выводам.

Общее, что выражают все три выставки - это взаимодействие людей в обществе. Процесс взаимодействия отражен в названиях выставок с помощью глагола «говорить» и его производных. Явление подразумевает под собой взаимообмен информацией между говорящим и слушателями, при том, что ни одна из сторон не остается безответной. Обмен информацией заставляет задуматься над правильностью выбранных идеалов, о наличии и степени безразличия, о возможности свободно мыслить и нести ответственность за свои слова.

Авторы выставок заставляют нас обнаружить в себе лучшие качествами, которыми может обладать человек, сделать обладание такими качествами не исключительным случаем. На это намекают обращение к религии (символ доброты, милосердия, великодушия, единства, взаимовыручки), образ дачи представляет собой преемственность, традиции и уважение к ним, фигура А. С. Пушкина символизирует русское наследие, величие наследия. Получаем, что акцент сделан на наследии своего народа как положительном, так и отрицательном. Не стоит забывать, что в русской истории именно народ выносил все тяготы судьбы и сам же противостоял все невзгодам, когда обращение к истокам приводило к всеобщему единению и стойкости характера.

В итоге мы получаем ответы на поставленные в начале вопросы. На вопрос «Что искусство может рассказать нам о нашем времени?» получаем ответ, что оно не просто отражает наш быт. Современное искусство через личные, оценочные взгляды его авторов указывает на изъяны, необходимые изменить в обществе. Как раз указание на недостатки как в одной личности, так и в целом обществе является ответом на вопрос «Что привлекательного в современном искусстве?». События, факты, которые в своих работах представляют зрителю художники, отражают наличие или отсутствие гармоничной личности. Поиском гармоничной личности и занимается искусство. Такой подход важен не только для современников, но и для последующих поколений. Оставленные плоды искусства позволят им сделать вывод о произошедших изменениях или напротив обнаружить их отсутствие. Но это уже зависит от нас: сможем ли мы прислушаться к призыву, к которому нас обращают авторы, об идеях выставок которых было рассказано.

Авто текста: Виктория Чернышёва

Фото: cultobzor.ru, azarnovagallery.com, safmuseum.org


История ледовой скульптуры

Искусство 21 века – каково оно?

Оригами испанского мастера потрясают воображение

 

 

 

 




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург