Екатерина Яковлева - о трендах в книжной индустрии

Опубликовано: 07.09.2015
Просмотров: 649

Книжная мода: по ту сторону стеллажа

Нынешний, 2015 год - год книги в России. Какие тенденции развиваются в последние несколько лет в мире книг, и кто задает моду на книги,  расскажет ИО Управляющего одного из магазинов книжной сети - Яковлева Екатерина.

— Екатерина, скажите, как долго вы работаете в книжной индустрии?

— Почти два года.

— Читать люди больше стали за это время?

— Думаю, что да. Читать стали ненамного, но больше. Это связано, в основном, с рекламой книги. Все зависит от выкладки книг. Если все оформлено красиво, как полагается, с плакатами или, так называемой, самодеятельностью, то покупателя это привлекает, и он начинает задумываться о том, чтобы купить книгу с этого развала (место, где разложен товар, прим. ред.). Также книги, которые стоят на полках разворотами (обложкой). Покупатель задумывается, что на эту книгу стоит обратить внимание. Но, в большинстве своем, все зависит от продавцов. Именно они помогают обратить внимание покупателя на ту или иную книгу. У каждого продавца есть небольшой списочек книг, которые он читал и знает, что сможет заинтересовать своего клиента именно этой книгой. И еще один фактор, влияющий на увеличение читающих - списки книг. Сейчас стало модно создавать списки книг, например: "56 книг, которые помогут Вам мыслить шире". Люди натыкаются на них в соц. сетях или на специализированных сайтах, обращают на это внимание и начинают читать, следуя списку.

— Как часто обращаются к консультантам, чтобы найти нужную книгу?

— Очень часто. Нередко наши клиенты не видят книгу, которую ищут, хотя она у них прямо перед глазами,а то и даже в нескольких частях магазина, например в ТОПе, на развале и на "золотой полке" обложкой. Золотая полка - полка, находящаяся на уровне глаз. Как правило, по сети нашей, это вторая или третья полка сверху. На неё чаще обращают внимание, поэтому товар, на который нужно сделать акцент, ставится именно на нее.

— Получается, чаще покупают «модные» книги ?

— Вне всякого сомнения. Это могут быть книги, по которым сняты фильм ("Виноваты звезды" Джона Грина, "Пятьдесят оттенков серого" Э.Л. Джеймс, "С любовью, Рози" Сесилии Ахерн) или же которые порекомендовал какой-нибудь журнал ("Бог никогда не моргает" Регины Бретт). Это могут быть лауреаты/победители каких-нибудь премий ("Лавр" Евгения Водолазкина или "Щегол" Донны Тартт). Но это совсем не значит, что модные книги не могут быть полезны. В каждой из них что-то есть.

—  Люди подвержены влиянию рекламы или моды?

— Собственно, реклама и задает моду, на мой взгляд. Что на слуху, то и модно. Плакаты, ростовые книги, СМИ и даже фильмы заставляют начать говорить о той или иной книге массово. А списки книг — тоже своего рода реклама, пусть и не коммерческая. Если это кампания продвижения определенной книги, то плакаты будут видеть в каждом книжном магазине, рекламу будут слышать на радио и в метрополитене (да, иногда и такое случается), видеть рекламу на определенных каналах. Соответственно, это западает людям в голову и они, под влиянием рекламы идут покупать книгу. А списки книг, о которых я уже говорила, создаются.

— Рекламируются только новинки или старые книги тоже?

— Рекламироваться может абсолютно любая книга. Все зависит от издательства, что им выгоднее рекламировать. Это, как правило, новинки, которых очень ждут, в обязательном порядке, по которым снимаются фильмы или собираются сниматься. Если выходит фильм по какой-нибудь книге, то книга приходит в новом оформлении (с кинообложкой), на нее делают либо спеццену, либо дарят к ней какой-нибудь символический подарок, либо предлагают поучаствовать в конкурсе/викторине. На моей памяти один раз даже дарили билеты в кино за покупку книги. Это даже не то, чтобы распродажа. Сама скидка на топовую книгу, сами понимаете – не выгодно. Как правило, книги по фильму (возьмем эту кампанию в качестве примера) не теряют актуальности первые 2 месяца, пока фильм идет. Со старыми книгами немножко иначе обстоит дело. Это может быть либо переиздание старой книги, которая, как вариант, не издавалась лет 20, как Харпер Ли, а может, кампания по продвижению книг, которые продать нужно, но они не пользуются никакой популярностью и никого не интересуют.

Книжные тренды Книжные тренды

— Существует ли районная «мода»?

— Да, существует. Например, в Петроградском районе Питера очень хорошо покупают из всех жанров детективы. Из торговых групп в целом лучше всего покупают канцелярию. В случае с Кировским районом - очень хорошо покупают ту же классику и сентиментальную литературу.

— Как часто покупатели стремятся показаться умнее, чем они есть?

— Бывает такое иногда. В основном, это ученицы (именно ученицы) средней школы, лет 14-16.

— Это связано с желанием быть «в тренде»?

— Отчасти.  Девушки,  даже ещё девочки, я бы сказала, стремятся похвастаться, что они читают книги взрослее, чем им необходимо читать и рассказывают, как она изменила их жизнь. Например, мне девочка 14-ти лет пыталась объяснить, что она поняла "Множественные умы Билли Миллигана", хотя толком объяснить нам ничего не смогла. Если честно, то это очень забавное зрелище.

— Считаете современное поколение потерянным?

— Нет. Очень приятно видеть, что большинство подростков читают хорошие вещи, классику или лауреатов литературных премий. Приходят ученики старших классов и советуются с нами, что лучше взять почитать, какие классические книги интересны подросткам их возраста. Спрашивают и Виктора Гюго, и Владимира Набокова. С современными книгами все несколько сложнее, потому что спрашивают чаще всего разрекламированные книги. Но это, в общем-то, тоже неплохо. Все-таки некоторые современные книги очень даже стоящие (не относительно стоимости, а относительно содержания).

— Как часто просят подобрать интересную книгу?

— Это уже случается реже, чем помощь с определенной книгой. Чаще спрашивают помощь подобрать какую-нибудь яркую, красивую, в подарок. А просто так, для себя, нет. В большинстве своем, покупатели идут либо с конкретной целью, взять ту или иную книгу, либо просто заходят погулять, обращают внимание на какую-нибудь новинку и покупают ее. Чаще всего, если и просят помощь с подсказкой, то в области фантастики и мистики. По крайней мере, у меня именно так.

— Какова ваша позиция относительно жизни бумажной книги: будет она жить или уйдёт на электронные носители?

— Пока будет реклама, будет спрос. А пока будет спрос — бумажная книга будет жить. И, вообще, я считаю, что сложно заменить экраном шелест станиц, запах бумаги и тяжесть знаний (в плане веса). Это же так здорово, не уткнуться в телефон, а тихо перелистывать листочки. В конце-то концов, человек с книгой выглядит гораздо привлекательнее людей с электронными устройствами! С помощью книги, кстати, можно самым ярким образом выделиться из толпы.

Автор текста: Анастасия Мироненко.

Фото: Анастасия Мироненко, instagram.com


 УрГУПС встречает первокурсников

Телеканал СТС презентовал новый сериал "Лондонград. Знай наших"

Студенты ЧелГУ приняли участие в работе летней школы по антиковедению




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург