Отзыв на фильм «Неадекватные люди»

Опубликовано: 20.01.2011
Просмотров: 1145

Исследования привели американского психотерапевта Исааксона к выводу о том, что помимо пищи и крова человеку необходимо быть услышанным. Естественно, это о первичных потребностях; а там еще подключается вездесущий Маслоу с его «пирамидой». Ежедневные фрустрации, кумулятивный стрессовый эффект заставляют спокойного с виду человека укрощать в себе доселе невиданного в нем окружающими «чудище поганое». А если не удается укротить, остается только биться головой о стену. Но «биться головой о стенку гораздо веселее, когда знаешь, что за ней скрывается родственная душа», - так гласит слоган ленты «Неадекватные люди». Причем не просто ленты, а ленты отечественного производства!

 Друзья, вот уже пару-тройку лет я не могла не то, что писать конструктивную критику на российское кино, но даже смотреть его, по крайней мере, до конца: как правило, наворачивались слезы от шока, вызванного культурологической фрустрацией, и я старалась как можно скорее забыть увиденное. Но сейчас я в восхищении! Не известный широкой общественности сценарист и режиссер Роман Каримов в одночасье превратился в нарушителя спокойствия, который снял авторский блокбастер в чахлом одномерном узколобом монополистическом мире отечественного кинопроизводста. Главный феномен режиссера заключается в том, что без единого спецэффекта, растиражированных звезд, крупного бюджета и солидных покровителей он смог создать фильм, который хочется пересмотреть вновь. Как же это ему удалось? Ответ прост: блестящий сценарий! Изящное кружево искусного драматурга не может не радовать глаз, слух и интеллект зрителей. А манкий сценарий для толкового актера как кость для голодной гиены: тут даже если захочешь, плохо не сыграешь. В общем, смотрится живо, интересно, без морализма и давления мировоззрением автора над зрителем. Но это и не просто зрелище, которое трогает сердца, не исправляя их. После просмотра остается приятное послевкусие, очарование от ситуации и детский восторг и, что немаловажно, масса полезных экзистенциальных посылов, которые хочется обдумать.

Что до сюжета, то в двух словах, дабы не испортить вам удовольствие от просмотра (кто еще не видел фильм), можно обрисовать в виде тезисного попурри: главный герой – мужчина 30 лет; мужчина начинает новую жизнь в другом городе; ближайшее окружение героя – соседка-школьница, друг-психолог, претенциозная начальница усталого вида и такого же вида сослуживицы. Место действия – Россия. Время действия: наши дни. Есть исходное событие, есть конфликт, есть перекресты сюжетных линий, неожиданные повороты на прямой. И что особенно порадовало: никто ничего не объясняет на пальцах напрямую, не наседает на зрителя в информационном плане, дабы упростить драматургическую задачу передачи нравоучительных твердынь.

Фильм «Неадекватные люди» пронизан социально-психологической материей. Это ли ни прекрасно? Кино без психологического подтекста – всё равно, что еда без соли. Данный фильм о кризисах и фильм о жизни, в которой каждый день кризис, если не у вас, так у окружающих. Фильм об адекватности неадекватного и обратно. О том, что люди, в большинстве своем, вместо того, чтобы найти свое место в естественном круговороте природы, предпочитают круговорот себя, неестественный своей природе. Отсюда «белкавколесный» цинизм и все беды. Нужно понять, что важнее не то, что ты делаешь, а твоя мотивация. Берись за то, к чему ты сроднен! Если ты живешь жизнью на медленном огне с лозунгом: «шобусёкакулюдей», рано или поздно сойдешь или сведешь с ума.

Если вам 30, а вы уже утратили смысл жизни, - не отчаивайтесь, это только усугубит ситуацию. А если вам 17, а вы еще не обрели смысл бытия, посмотрите на того, кому 30, и возрадуйтесь. А если серьезно, то «Неадекватные люди» - это кино для любого возраста, но молодежи будет необычайно интересно, особенно самым юным. Когда тебе еще только грозит совершеннолетие, но уже формируется отвращение к жизни: тяжелые, как цепи, дни, наполненные счастьем, которое некому подарить, и горем, которым не с кем поделиться. Когда не хватает поддержки и уважения со стороны взрослых и даже собственной матери. Когда ты вполне буквально со слезами на глазах осмысливаешь фразу: «если хочешь научиться любить, сначала научись ходить по снегу, не оставляя следов». Ты знаешь, что можешь жить самой богатой (в душевном плане) жизнью, но лишь поддаешься утлой доле влачителя жалкого существования. На людях ты хмур, эгоистичен, упрям и самовлюблен, но сам в себе живешь богатой внутренней жизнью, ведешь дневник и переживаешь всё во сто крат ближе к сердцу, чем надо. Ты чувствуешь, что уже вот-вот, что уже скоро, может быть, завтра ты решишься на самый отчаянный поступок…но тут-то и случается чудо (не иначе как магия или судьба?), и жизнь обретает столь искомый смысл. Как жаль, что не всем девушкам и юношам так везет в 17 лет. Но надо помнить, что даже последняя надежда может стать первой помощью.

Теперь о постпродакшн картины. Фильм снят в стиле околореалити не противной трясущейся камерой, а подвижной: снимали с рук или с плеча, изображая реалистичную картинку: панорамы или вид глазами героя. Кстати, главный герой, которого малевал театральный актер Илья Любимов, может открыть моду на столь необходимого для СМИ героя нашего времени в современных условиях. Транссерфинг такого героя следующий: тот, кто ищет душевный покой, находит любовь. Соли и перца в картину добавляют остроумные диалоги, шутки выше пояса, динамичный монтаж, полимерная метафизика героев, ненавящивые постановочные знакомства, нанизанные на нить сюжета.

Стоит отметить нетрадиционный, но столь естественный, подход в озвучании. Вы, наверняка, не раз замечали, что в кино люди, независимо от своего происхождения, воспитания, образования, возраста, национальности и вероисповедания, говорят вполне себе поставленной, техничной и правильной речью, не проглатывают слов, окончаний, интонаций, не заикаясь, не картавя и не шепелявя, не ускоряя и не замедляя темп. Здесь всё иначе, так сказать, натурпродукт, местами так и хочется переспросить экран как в бытовой беседе: «Что-что вы сказали?» Это большой шаг вперед на ниве отечественного кинопроизводства от пошлой обыденности до идейной оригинальности.

Картину снимали в жанре комедии, но это не пустой одноразовый ситком, а качественная социальная сатира (или критический реализм) - безумно сложный жанр, в котором необходима кропотливая работа над стилистикой в каждом кадре; зато зритель с хорошим вкусом обычно аплодирует стоя. Известно, чем меньше смеха на съемочной площадке, тем больше в зрительном зале и наоборот. Для тех, кто любит кино, я бы назвала картину «Неадекватные люди» - «Мне бы в небо» по-русски, данный фильм получил приз за острую социальную тематику, но это в Америке; быть может, поэтому в нашей стране картина не имела столь ощутимого социального резонанса. Фильм Романа Каримова, сколько я могу судить о нем, исключительно о русской действительности и заслуживает, как минимум, приз за аналогичное. Среди атакующих большой экран «фильмов-гарниров», «Неадекватные люди», вне сомнений, аппетитное, вкусное и сочное «горячее».

А еще я думаю, в России есть газ, но не растет кокос... В отечественном кино есть талантливые сценаристы, но нет фабрики спецэффектов. Я считаю, да и не нужна нам эта «фабрика», нужно развивать способности, а не биться головой об лед как умирающая рыба. Нам нужно провести качественный «газопровод» для талантливых драматургов и сценаристов, а там видно будет. Но пока, в большинстве своем, мы сидим в холодных квартирах без газа и всухомятку потребляем гнилые или недозрелые кокосы.

Но не стоит так отчаиваться! Для всех, кто еще борется; для всех неадекватных, которые считают, что выделяются в здоровом обществе как сломанные пальцы на правой руке; для тех, у кого каждый день - 2 февраля (день сурка); для тех, кто по самое темечко зарылся в гламурном нафталине; для отъявленных филантропов и отпетых мизантропов; для всех, кого посещают крамольные мысли; для тех, кого тянет вверх и рушит вниз и для тех, кто потерял всякую веру в человечество и верит только в юмор, фильм «Неадекватные люди» обязателен к просмотру; обещаю: окажет терапевтический эффект. 

P.S. Мы с вами, кроме нас с вами, никому не интересны, - и говорить нам с вами о нас с вами, кроме нас с вами, больше некому.

 

 Любовь Петрова

 

 


  Читать другие материалы от автора:

Рецензия на фильм «Где-то» 
Рецензия на фильм «Хроники Нарнии: Покоритель Зари»

Рецензия на фильм «Таймер»

Рецензия на фильм «Щелкунчик и крысиный король»




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург