Главная > Статьи > Карьера > Почему россияне не работают по специальности?

Почему россияне не работают по специальности?

27 декабря 2016
Категория: Карьера

Почти 60% россиян работают не по специальности об этом выявило исследование Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Почему же студенты, потратив огромную сумму денег и сил, отказываются от своей мечты? 

А может это и не была мечта? Многие школьники при выборе профессии стали бояться сдачи Единых государственных экзаменов и выбирают те предметы, которые с уверенностью смогут написать. Однако эти предметы уже не соответствуют их задуманной профессии. Из-за страха не сдать ЕГЭ дети отказываются от своей мечты, возможно, и всей жизни. Подростки считают, что, не сдав экзамен, жизнь заканчивается: «не поступлю в университет, не будет высокооплачиваемой и постоянной работы, буду ходить подметать полы», - рассуждают школьники.

Психологи утверждают, что дети говорят словами родителей и педагогов. Елизавета Матросова, семейный психолог: «Задайте себе вопрос: "Что самое плохое может случиться, если мой ребёнок не сдаст экзамен?" Затем честно и конкретно ответьте себе на этот вопрос, отбросив эмоции и панику. И вы поймёте, что ничего ужасного на самом деле не произойдёт. Если ребёнок не сдал экзамен, жизнь на этом не заканчивается. И всегда найдутся различные пути, которыми ему можно дальше идти, важно только их увидеть, а не ослепнуть от несчастья».

Как только родитель осознал эту ситуацию, необходимо убедить в этом ребенка. Донести до него идею, что экзамен —  не смысл жизни. И даже не цель, а только средство, с помощью которого можно оценить свои знания. Скажите ребёнку, что, независимо от того, какую оценку он получит на экзамене или вовсе не сдаст, ваше отношение к нему не изменится.

Григорий Райко (23 года) школьные экзамены сдавать не боялся. Получил два образования: бухгалтер-экономист и налоговый инспектор (СИНХ). Однако с этими направлениями свою жизнь не связал, работает старшим оператором по отгрузкам в МЕТРО.

- У меня семья, поэтому учебу приходилось совмещать с работой. Пойти по полученной профессии бухгалтера я не мог, т.к. совмещать пятидневный рабочий день с обучением практически невозможно (т.е. опыт я не получал, а без него никуда не берут). Поэтому, когда я был на втором курсе, устроился в МЕТРО, где платили 22 тысячи. В МЕТРО я работаю второй год, где у меня уже есть определенный опыт, и я (хоть и на начальной) на лестнице развития. Здесь мне намного проще применять свои экономические знания за 22 тысячи, чем делать это налоговым инспектором за 10, - рассказывает Григорий.

Многих выпускников, также, как и Григория, не устраивает режим работы. Исследование Федеральной службы государственной статистики показало, что 75 процентов респондентов им вполне довольны. Следом идут: выполняемые обязанности (68%), расстояние до работы, условия труда (64%), моральное удовлетворенность, надежность работы и профессиональное удовлетворение (примерно по 55%).

Главное недовольство у студентов вызывает зарплата. Ей доволен лишь каждый четвертый. Также исследование выявило прямую зависимость зарплаты от уровня образования: "Чем выше уровень образования, тем больше у человека и профессиональная, и моральная удовлетворенность, тем больше он доволен зарплатой".

Другой пример - Дарья (20 лет) получила образование по гостиничному делу, но вынуждена работать официантом: «Для работы по образованию нужен опыт, которого у выпускников нет», - делится с нами выпускница. Действительно, многих студентов волнует вопрос, как получить опыт, если без опыта не берут?

Выход есть! Уверяют преподаватели вузов: «Некоторые компании активно привлекают на работу стажеров. Это отличный способ не только получить первый опыт работы, но и определиться с собственными дальнейшими карьерными устремлениями». Правда высокой зарплаты на начальных этапах можно не ждать, зато работаешь по профессии.

Среди взрослых поколений причина работы не по образованию своя. Богданов Алексей Николаевич (58 лет) считает, что огромное влияние имеет отношение государства к людям. По образованию Алексей хирург-инфекционист, работает автоэлектриком.

- Врачи, учителя, милиционеры, военные - каждый чувствовал, что он выполняет какую-то государственную задачу. Это чувство, собственной значимости, перевешивало и низкие зарплаты, и суровые условия работы. Все точно знали, что за спиной большое и сильное государство, которое поддержит и поможет. После того, как государство изменилось – поменялось и отношение к работе: медицина, образование, безопасность стало личным делом каждого. Тем, кто не смог вписаться в новые реалии, оставалось переориентировать свою жизнь. Пришлось выкручиваться: осваивать другие профессии, менять место жительства.  Моя профессия врач - перспектив не имеет, поэтому нет смысла работать по специальности.

Ольга Анатольевна (49 лет) выучилась на инженера по автоматизации производственных процессов. Сегодня работает товаровед продуктового магазина.

- Советское государство готовило себе грамотное и развитое население. Все желающие могли по своим способностям получить образование и работу по специальности. Так я стала инженером в 1990 году. По окончании института пошла на завод. Карьерный рост был очень удачный. Но развал страны, невыплата зарплаты, а на руках два маленьких ребёнка - заставило уйти с любимой работы. Поиск хоть какого-то дохода привел к торговле. Пришлось снова строить жизнь, терпеть унижения и переобучаться.

Проработав 20 лет в торговле и достигнув в ней определенных высот, мне теперь не удается вернуться в инженерную специальность- опыта нет...

У каждого россиянина своя причина на то, почему он не работает по специальности. Для студентов – это время и низкая заработная плата, большинство из них хотят получить «всё и сразу», вот только «без труда не вытянешь и рыбку из пруда».

Намного сложнее угнаться за быстрым темпом развития современного мира взрослому поколению. Ведь эти люди, рожденные в СССР. Им пришлось пережить перестройку, поменять образ жизни и, возможно, профессию.

Анастасия Тимирьянова


Профессия кинопродюсер: Путь от идеи до зрителя

Современные композиторы

Как найти свое призвание? Воспоминания Светланы Кузнецовой

Как школьник из Волгограда открыл бизнес по производству 3D-принтеров

Педагог или партнёр, умных мыслей резонёр?  

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск