Влияние речи на построение карьеры!

Опубликовано: 22.12.2009
Просмотров: 1019

22 сентября 2009-го года автор данного материала был приглашён, на утреннюю программу Областного телевидения "Хорошее настроение" в качестве специалиста по речевым коммуникациям.

Карьерист — тематический лейтмотив программы дня. Тема беседы: Влияние речи на формирование карьерного роста. Были подняты следующие вопросы:
— Какого значение речи в построении карьеры?
— Каждый ли может овладеть ораторским мастерством?
— Уральское "О-кание" — это дефект или особенность местных жителей?
— Все ли дефекты произношения исправимы?

Прямой телеэфир — это всегда экспромт; кроме того, эфирное время жёстко ограничено, поэтому многое осталось за бортом внимания. Предполагаю, что поднятая тема будет интересна и актуальна для когорты деловых людей.

Возможность карьерного роста, безусловно, основана на коммуникативных способностях и навыках личности. Коммуникация, как известно, выстраивается на двух уровнях: вербальном и невербальном. К невербальному уровню относится общение при помощи языка тела (позы, жесты, мимика) и голосовых сигналов доречевой коммуникации (смех, стон, визг, плач и пр.). Вербальный же уровень — это передача и восприятие информации через речь. Умение чётко ставить цели, обозначать задачи конкретного процесса взаимодействия, грамотно формулировать, излагать и аргументировать мысли, противостоять контраргументации ("снимать" возражения оппонента) — всё это предопределяет получение положительного результата от общения.

При желании, ораторикой может овладеть любой дееспособный человек. Конечно, в каждом отдельном случае качественный результат будет различным. Речь человека — это следствие взаимодействия факторов, формирующих общий уровень культуры конкретного человека. К таким факторам относятся: генетическая предрасположенность, психологические особенности личности, социальная среда, образование.

Генетическая национальная и родовая предрасположенность в значительной степени определяет коммуникативные возможности человека. Например, южные народы отличаются повышенной темпераментностью и общительностью, северные народы, напротив, менее темпераментны и достаточно сдержанны в общении.

К психологическим особенностям относятся: темперамент и психологический тип личности. Темперамент человека влияет не только на его эмоционально-психологическое состояние, но и на мобильность мышления и, как следствие, на темп речи. Всем хорошо известны импульсивность холерика, рациональная общительность сангвиника, устойчивая медлительность флегматика, ранимость и тормозимость меланхолика. Психологический тип обусловливает коммуникативные способности. Динамика экстравертов, направленная во вне, чаще облегчает процесс общения, а энергия экстравертов, сконцентрированная во внутрь себя, может затруднять коммуникацию. Кроме того, независимо от темперамента и психологического типа, важно умение человека контролировать свои эмоции и управлять ими.

Социальная среда начинается с семьи, уклада взаимоотношений в ней (патриархат, матриархат, демократия, архаика, анархия и пр.) и традиций семейного воспитания. Продолжением личного социума является круг повседневного общения человека: друзья, товарищи и коллеги, знакомые…

Немаловажно значение в успешности человека играет и образовательная база: образовательный фундамент, который закладывается с детского сада, и способность человека к самообразованию.

Существенной составляющей ораторского мастерства является техника речи. Техника речи — это способность человека говорить технично и выразительно, т. е. чётко, внятно, ясно — понятно для окружающих. Техничности речи могут препятствовать две причины: вялый артикуляционный аппарат и явно выраженные, так называемые, дефекты. Артикуляционный аппарат поддаётся развитию и совершенствованию через систематические тренировки. А вот с дефектами дело обстоит сложнее. Некоторые дефекты исправляются в процессе работы над ними; другие возможно лишь корректировать; существуют и такие, которые, к сожалению, не исправляются.

Не исправляются дефекты, основанные на патологии голосового аппарата. Например, короткая уздечка языка. В данном случае требуется хирургическое вмешательство, и только после этого возможно получение положительного результата в исправлении дефекта. Корректировкой речевых дефектов занимаются специалисты узкой направленности: логопеды или дефектологи, в зависимости от сложности и причины дефекта.

До устранения основной причины, не поддаются исправлению, в должной степени, дефекты, возникшие вследствие психоневрологических заболеваний — необходимо своевременно обращаться к невропатологу. Следует учитывать, что не исключается возможность длительного медикаментозного лечения. Пренебрежение подобными мерами чревато задержкой не только речевого, но и умственного развития ребёнка.

Трудно исправляются дефекты речи, точнее произносительные особенности, обусловленные национальными факторами. Например, французский (немецкий, еврейский) грассирующий звук [Р] (от французского "grasseyer" — картавить) или украинский фрикативный [ХГ] и пр.

Совершенно проблемны зафиксированные дефекты, возникшие из-за несвоевременного развития речевых навыков у ребёнка. В этом случае, ответственность лежит на родителях. К шести годам ребёнок должен произносить чисто все звуки, владеть определённым набором речевых умений. Общая практика показывает, что после двенадцати — четырнадцати лет, запущенные дефекты почти не поддаются исправлению, их можно лишь корректировать в определённой степени.

Другая проблема, которая волнует не только специалистов средств массовой информации, профессионалов разговорного жанра, но и значительную часть современных деловых людей, которым часто по роду деятельности приходится бывать за пределами Уральского региона, — уральское "О-кание". "О-кание" — не дефект, это местная произносительная особенность — т.е. диалект (говор), как "А-кание" в Москве и "ШО-кание" на Украине. "О-кание" на Урале обусловлено жёстким континентальным климатом Среднего Урала: западные атлантические ветры и резкая смена температур. Организм человека, интуитивно поджимая верхнюю губу, защищает себя от заглатывания холодного влажного воздуха — страхуется от переохлаждения и простуд. Зажим верхней губы, в свою очередь, провоцирует произношение основных гласных звуков близко к звуку [О]. Таким образом, со временем сформировался уральский произносительный стереотип.

Для информации, нормой считается ни Московский, ни Петербургский выговор, а среднесибирский. В результате ассимиляции (слияния множества этнических культур) в Сибирском регионе естественным путём сформировалось усреднённое произношение.

Кроме "воркующего" "О-кания", для Урала характерно "бесподобное" "ЧО-кание", заполонившее в последнее время, к сожалению, и центральные телевизионные каналы. Ещё одна особенность речи уральцев — быстрый темп. Подвижный темп речи обусловлен принадлежностью коренных народов Урала к урало-алтайской языковой макросемье, в основе которой лежат тюркские, алтайские, финно-угорские генетические ветви. Экзальтированные интонации, интонационные выпады в речи — также влияние азиатских корней.

Часто задаётся вопрос о возможности или невозможности научиться говорить грамотно и красиво в домашних условиях. Конечно, учиться говорить, общаться следует в реальном общении — слушать, наблюдать, анализировать, запоминать, воспроизводить, находить необходимые доводы для доказательства истинности своих идей, искать выход из сложившейся ситуации, принимать решения. Самостоятельно возможно только репетировать предполагаемую ситуацию общения и развивать отдельные речевые навыки. Итак, практические советы для самостоятельной работы:

Для развития чёткости произношения практикуйте упражнения-чистоговорки (скороговорки). Проговаривать их следует в медленном темпе, чеканя согласные звуки, активно открывая рот на гласных звуках. Основная задача — сказать чисто (внятно), а не скоро (быстро).

Для развития красноречия (умения красиво говорить) рекомендуется выразительное чтение вслух художественной литературы и материалов периодических изданий средств массовой информации. Это нарабатывает у человека литературный и общественно-политический язык общения.

Не забывайте также репетировать предстоящие выступления или переговоры перед зеркалом!

Выходите в люди, общайтесь, добивайтесь желаемого для Вас результата! "Стучите, и Вам откроют!"

С уважением,
Бизнес-тренер: Василий СУРИН

Материал опубликован:
"Секрет успеха. Шпаргалка для бизнеса"
? 01, ноябрь 2009 г., Екатеринбург

Контактная информация:
Тел.: +7-912-655-82-08,
E-mail: trainer@2-u.ru, art-trainer@ya.ru
http://www.art-trainer.narod.ru

 




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург