Главная > Статьи > Карьера > «Камера - портал в измерения, где люди и локации выглядят совершенно иначе»: «открытие года» в мире

«Камера - портал в измерения, где люди и локации выглядят совершенно иначе»: «открытие года» в мире

03 октября 2019
Категория: Карьера

Фотограф Олег Наумов получил звание «Открытие года» в рамках челябинской TFP Group, созданной Кириллом Шаяхметовым. За работами Олега интересно наблюдать, они запоминаются необычными ракурсами съёмки и эмоциями моделей. «УралСтудент» пообщался с Олегом и узнал, что такое современная фотография и чем она отличается от снимков XX века.

- Ты больше модель или фотограф?

- Фотограф. Иногда участвую в съёмках как модель. Считаю, что можно лучше понять, что ощущает модель во время съёмки, что необходимо людям от твоих кадров. Хороший начальник цеха должен побывать на месте своего рабочего, тут отлично работает этот принцип.

- Что такое современная фотография, на твой взгляд?

- Фотография, имеющая на себе эмоциональный и культурный отпечаток нашего поколения. Импульсивного, противоречивого, деструктивного и создающего, свободного в своих мыслях и возможностях, вечно гоняющегося и находящего что-то новое. Сотни перекликающихся и абсолютно различных стилей в одном потоке контента, сотни совершенно разных создателей, объединённых одним способом подачи мыслей и образов. Мы создаём то, что можно назвать фотографией современности. Если пытаться выявить главный признак, который превращает фотографию в «современную», то это, по-моему мнению, будет инновационность подачи. Количество графических, технических и человеческих возможностей сейчас позволяет оплетать обычный скан реальности в 3D-оболочки, в махинации с его распечатанным вариантом, в сотни вариаций графических воздействий, меняя творчество даже тем, как оформлять свою серию в итоговый пост.

- Смартфоны популяризировали фотографию по всему миру, и даже есть фотографы, которые снимают на телефон и неплохо зарабатывают. Кого в этой ситуации можно назвать фотографом? И чтобы быть фотографом достаточно ли просто хорошо снимать?

- Не вижу проблемы в съёмках на телефон, тем более, что некоторые телефоны при определённых условиях даже лучше камеры. Гонка «вооружений» неизбежна, вопрос стоит лишь в умении им пользоваться. Фотограф - любой, кто фотографирует. Я против пафоса и возвышенности этой профессии. Сейчас эпоха огромного потока контента, большого количества способов его подачи и его потребителей. Если ты можешь зацепить свою аудиторию, то ты ещё и хорош, остальное, как по мне, неважно.

- Расскажи, как ты вырос как фотограф за относительно короткий срок. Что ты считаешь необходимым развить в себе, чтобы сделать такое же качественное развитие?

- Секрет прост - бесконечная работа. Тут нет таланта, вдохновения и прочего. Есть тренировки - есть результат. Самое главное, что стоит в себе открывать, - осознанность создаваемого. Ты должен знать, к чему ты идёшь, для чего к этому идёшь и какими путями к этому прийти. Хочешь развиваться в мире моды - акцентируй своё внимание на деталях, одежде прохожих, трендах и отражай это в снимках. Хочешь показывать социум - будь в социуме, не якшайся бездомных и элиты, цепляй все его разновидности. Не ограничивай себя - каждая попытка в другом стиле и жанре даст отклик и сформирует тебя как творческую и не только личность.

Визуальный опыт - самый главный тренер создателя. Наблюдай за всем, переноси из других жанров и видов, адаптируй, соревнуйся. Огромным толчком является окружение. Мне повезло с Челябинском в том плане, что у нас восхитительная, живая и яркая группа ТФП-фотографии. Я следил за ней практически с самого создания и в какой-то момент решил, что могу не хуже тех, кто там публиковался. Помню удар по самооценке, когда мою самую первую съёмку не выпустили в ленту. Потом они же организовывали конкурс среди фотографов Урала, на который я попал только потому, что пара фотографов отказались от участия и моя фамилия была последней в списке. Это добавляло азарта. Через месяц я замкнул топ-7 фотографов Урала, потом пара моих работ попали на первую выставку современной фотографии, а сейчас моя работа висит баннером для второй выставки.

- Согласен ли ты с фразой: «Вы - то, что вы снимаете»?

- Не всегда. Человек может вылить свои переживания, свой внутренний мир в некоторых работах и, наоборот, что-то впитать от людей или событий, с которыми связался. Но если я пойду снимать гонки, то это не заставит меня быстрее ездить на маршрутках, а фото влюблённых не сделают меня влюблённым. От любого действия остаётся след, но он не формирует тебя полностью, как и ты полностью не формируешь то, что ты делаешь.

- В одной книге, которую я недавно прочитала, было написано, что каждый способен стать великим, но для этого нужно снять первые 10 000 шагов. Ты снял уже свои 10 000 фотографий? А чтобы их снять, ты где-то учился?

- За свою жизнь я снял уже более 200 000 кадров, но ощущения величия пока не наступает. Каждый новый кадр, будь он вторым или десятитысячным, и есть учёба. По крайней мере, стараюсь к этому стремиться. Новые ракурсы, новый свет, новые модели и локации, новые города, но если говорить о школах и курсах, то нет.

- Как ты считаешь, для хорошей фотографии нужна хорошая, дорогая техника?

- Мой комплект техники укладывается в 30 000 рублей. Получается ли моя фотография «хорошей», судить не берусь. Сейчас эпоха разнообразия контента и слово «хорошая» уже не уместно. Для меня есть только цепляющая, а зацепить можно чем угодно. Люди снимают на спичечные коробки с примотанной плёнкой, на сканнеры, телефоны, поэтому эта проблема уже в прошлом.

- Последнее время заметна тенденция, когда фотографы осознанно уходят от цифровой техники и снимают на плёнку. Что ты думаешь про эту тенденцию?

- Интернет собирает людей в стайки и аккумулирует их увлечения и интерес. Нельзя сказать, что эта тенденция появилась недавно, просто она стала более заметной и людям есть, где её показать. Ещё здесь играет фактор доступности этого увлечения. Плёнке приписывают «душевность» и особенный шарм, удобность во встроенной в плёнку обработке и веселье с проявкой. Каждому своё, как и в случае с телефонной фотографией.

- Почему два года назад решил уйти от съёмки панельных и лесных просторов Челябинска и начал снимать людей?

- Из самого прозаичного - панельки не платят. Из самого личного - близкая подруга стала примером и ориентиром. Мне хотелось уметь снимать людей тонко, аккуратно, показывать то, как красивы люди вокруг меня, как это делала она. Многие подруги не видели своей привлекательности, и было огромное желание им доказать, что они действительно прекрасны. Сейчас некоторые клиенты приходят с этой же целью - неописуемое удовольствие видеть радость при получении снимков. Помню голосовое, в котором девушка в слезах благодарила за кадры, за себя на них, за разговоры на съёмках. Неописуемо. Из внутреннего - это был вызов социальной замкнутости и чувства, что панельки тесноваты для отражения мыслей и слов, желание заявить о себе в новых кругах, жажда нового.

- Читая одно из твоих интервью, меня удивило твоё заявление о том, что «мейк и стиль – штуки опасные, не всегда нравятся, а чувствуется давление, что человек старался», хотя большинство фотографов за профессиональный макияж, прическу и стилизацию. Почему у тебя такое отношение? Был отрицательный опыт работы?

- Были отрицательные опыты, да. Работа других людей также даёт ограничения твоей, нет права стереть всё их старания в порошок из-за каких-то внутренних вкусов. Чувствуется большая ответственность за свою работу, потому что фотограф всегда ставит заключительный момент в фотографии. Если ты сделаешь что-то не так, то работа всей команды может выглядеть провально. К счастью, такого ещё не было, но это мой кошмарный сон. А когда вы работаете над кадром вдвоём, то они будут отражать именно ваши вкусы и желания от результата. Плюс, если вы пытались собраться с друзьями куда-нибудь сходить, то должны понимать сложность организации любой команды, где больше двух человек.

- В одном своём интервью ты сказал: «Придумывать идеи – реально, делать что-то новое – реально, делать это вместе и хорошо – максимально сложно», как у тебя удаётся придумывать и снимать что-то новое, когда ежедневно в сети появляется около 4 млрд. снимков?

- Новизна моих кадров рождается из симбиоза инструментов, моделей, техники, идей, виденья, способа подачи и пост-обработки. Если воспринимать кадр как уравнение, то меняя любую из переменных, мы меняем результат после знака «равно». Сейчас необходимо заставлять себя лезть в такие условия, в которых не был никто. Например, мы работали с настоящим огнём на руках модели. Съемок с огнём бесконечное множество, но много ли из них проводились зимой в челябинских подъездах? Тренд с неоновой фотографией имеет кучу вариаций, но мы привнесли в него свежести тем, что смешали его, например, со сваркой в обычном гараже. Такие мелочи и создают что-то новое.

- Свои работы ты называешь маленькими путешествиями, почему?

- Путешествия не в прямом смысле слова, хотя иногда заносит и в другие города, и в отдалённые части своего, в которые при других обстоятельствах я бы не сунулся. Путешествия в другие миры. Камера - портал в измерения, где люди и локации выглядят совершенно иначе, где мы можем менять и воздействовать, миры, которые существуют только на кадрах.

- И видимо, это не всегда безопасные путешествия, раз бывают ситуации, когда во время съемок ты чуть не падаешь с крыш, не тонешь в холодном марте и не обжигаешься огнём! Это всё происходит, потому что ты стараешься снять что-то новое и то, что могло бы привести зрителей в «эстетический оргазм»?

- Безопасность и удобные условия - роскошь, доступная не всегда. И это безумный кайф. Люди, не понимающие каскадёров и подобные профессии, просто ещё не испытывали его и аудитория всегда это чувствует.

- Любовь к геометрии в твоих работах - это отголоски времени, когда ты любил искать геометрию домов и снимал инфраструктуру?

- Да, тот этап однозначно сильно сказался на нынешних работах. Геометрия - фундамент кадра, и если она сломана, то должна быть нарушена осознанно. Для осознанных поломок необходимо полное понимание правильного варианта. Иногда для внимания к кадрам нужно умело бегать в серии от восхищения внутренних перфекционистов до их раздражения и обратно.

- Как ты нашёл свой стиль фотографии?

- Я ещё не нашёл. Путь продолжается, меняюсь я - меняется контент. В один день мои кадры полны цветов и пестрят зданиями на фоне, в другой - чёрно-белые с серым фоном. Современная фотография динамична и никто не знает, что ждёт её завтра.

- Твой график съёмок, участия в выставках, конкурсах уже расписан до конца года?

- Планирование - не моё. Мне нравится бросаться на всё, как только появляется возможность. Поездки достаточно спонтанны. Например, сейчас я устроил себе тур в Питер и Москву на две недели и здесь должно быть больше 20 фотосессий. Большинство съёмок и проектов создаётся при первой же возможности, выставки и журналы редко планируются больше, чем за два месяца, поэтому всегда есть место для незапланированного и внезапного. Самое масштабное в этом месяце - выставка современной фотографии. Мне всегда интересно быть частью чего-то большего, чем я, поэтому стараюсь не упускать ни одного момента и эта выставка - один из них.

Работы Олега можно увидеть на второй выставке современной фотографии в Челябинске с 15 по 30 октября в выставочном зале Дома Союза Художников России. Вход на выставку современной фотографии составит 150 рублей.

Автор: Тата Штейн

Фото: Олег Наумов


«Я хочу, чтобы женщина рассказывала о себе через одежду»: основатель модного бренда об одежде и её создании

Монетизация хобби: «Обо мне рассказала блогер, после чего посыпались заказы из других стран и городов»

«Я делал копии своих работ и рассылал их по почте»: американские комиксисты рассказали, как стать крутым иллюстратором

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск