"Нелегалы" на биеннале: посторонний искусству

Опубликовано: 09.11.2015
Просмотров: 429

Статус участника III индустриальной биеннале подтвердил охранник в «Исети». Света просто подошла и попросила выписать пропуск, какой полагается всем художникам основной программы. Охранник выдал удостоверение. Так Света, благословлённая творить искусство незадачливым работником, прошла в гостиницу 8 сентября во время проведения торжественного приёма в честь открытия биеннале. 

История нелегального проникновения на выставку Светланы Спириной, известной своими перформансами, послужила одним из поводов созыва «Дискуссионного клуба» в «Свитере» (ул. Пушкина, 12). 21 октября в галерее уличного искусства собрались художники, представители биеннале, посетители выставок, что бы попытаться определить место творца внутри большой машины проекта, подвести промежуточные итоги и узнать внутреннюю кухню события. Одним из спикеров выступила Алиса Прудникова, комиссар биеннале.

Художник Светлана и комиссар Алиса оказались в центре внимания за одним столом, создав прецедент достаточно редкой истории диалога противоположных сторон. Ведь Светлана пыталась собрать серьёзное протестное движение против биеннале. Поводом послужило поведение куратора Жени Чайки, которая сначала согласовала участие художницы в событии, а затем прислала отказ. «Твоё имя не нужно в контексте биеннале», - вспоминала Спирина цитату из письма. Кто и как решает, чьи имена должны звучать в искусстве?

Как мы помним, имя Светланы утвердил охранник биеннале. Её команда проникла на выставку, поднялась на девятый этаж. Акция называлась «Посторонний». Помощники закрепили Спирину с помощью страховочных тросов и вывесили её через окно. «Послание художницы заключалось в том, что стены выставки и решения кураторов являются условными, и никак не должны влиять на возможность быть представленным на основном проекте», - говорится в комментарии в Инстаграме, где были опубликованы фотографии несанкционированной акции.

Спустя какое-то время Светлана Спирина проникла на выставку во второй раз. Она разместила сделанную фотографию и сопроводительный текст, в котором призывала всех художников, не участвующих в основной программе биеннале, свободно приходить в «Исеть» и размещать свои работы, не согласовывая действия с организаторами.

— Я хотела даже ворваться на десятый этаж, захватить его, — рассказывала в «Свитере» Светлана. (Напомним, 10-ый этаж бывшей гостиницы закрыт, и в то время как остальные отданы под биеннале, он пустует).

Алисе Прудниковой работа художницы понравилась, она даже саморучно приклеила плакат Светланы на место, когда заметила, что тот отошёл от стены. Но по её мнению, акция была несколько инфантильной. Владимир АБИХ, участник Арт-группы «Злые» считает, что «Посторонний», созданный для призыва «бороться с системой», стал частью этой системы. И этот процесс входа в систему всех «диссидентов» - неизбежен. Призыв Светланы Спириной нарушать порядки биеннале оказался неуслышанным художниками. Подобных акций замечено не было.

Если Светлана Спирина нарушала порядок внутри выставочного пространства, другой художник, Слава PTRK вступил на тропу войны с «директором плакатов», как окрестили некого работника наружной рекламы во время дискуссии. Скорее всего, даже те из горожан, которые не были на выставке, поймут, о чём пойдёт речь. Накануне биеннале с городских рекламных афиш начали исчезать лица. Один за другим эстрадные артисты аккуратно вырезались с постеров. «Директор плакатов» тщетно пытался отыскать виновного.

Лица появились в одной из комнат «Исети» в работе «Дом тысячи лиц». Весёлые глаза певцов и актёров смотрят на посетителей. Становится даже жутко... «Это состояние дискомфорта, которое я испытываю, когда вижу десятки рекламных постеров на улицах города,» - значится объяснение на табличке подле работы: «я заключаю этот дискомфорт в пространстве одной комнаты, конденсирую, сосредотачиваю». Автор указан так: «Слава П.»

— Мы же пытались обезопасить себя, — объясняет анонимность художник.
— А в буклете написана фамилия, — замечают из зала, где проходит дискуссия.
— Вот конспираторы...

«Директор плакатов» требует возместить ущерб в 70 тысяч. Но у художника есть контраргумент: большая часть постеров, с которых он вырезал лица, была расклеена незаконно. Между прочим, на свою работу Слава потратил всего 1000 рублей, на клей. Но, судя по всему, «Дом тысячи лиц» обойдётся биеннале гораздо дороже...

Впрочем, работа Славы П. тоже потерпела порчу. Посетители выставки изрисовали маркером несколько лиц. Комнаты в «Исети» не защищены. Изогнутые коридоры бывшей гостиницы — прекрасны, но не дают возможности оснастить их камерами как можно менее затратным способом. Поэтому комнаты постоянно подвергаются изменениям. Исторические документы уносятся домой, мебель из проволоки Арт-группы «Злые» переставляется, картины зачем-то снимаются с гвоздей...

Публика, посчитав, видимо, биеннале проектом интерактивным, развлекается, как может. Ну а что ей остаётся делать, когда работы кажутся непонятными. Современное искусство в сознании большей части горожан — что-то ненужное, пошлое, странное, неоправданное — из категории «мой трёхлетний сын тоже так может».

Что бы справляться с негативом на биеннале существуют арт-медиаторы, призванные объяснить, донести, «что же хотел сказать автор». На дискуссии присутствовала одна из арт-медиаторов. Она отметила большую разницу между теми людьми, которые проходят девять этажей в одиночку и теми, кто присоединяются к её экскурсии. Отзывы «одиночек» - отрицательны, мол зря пришли, ничего в этом особенного и нет. Те же, кто слушал пояснения к работам, истории создания, проникаются многими произведениями.

Посторонний искусству внутри биеннале художник пытается ворваться внутрь. Посторонний искусству биеннале посетитель пожимает плечами и оставляет отрицательный отзыв в соцсетях. Алиса Прудникова обещает работать в этих провальных пока направлениях. Для зрителей — более доступные и полные объяснения на табличках возле работ художников. А для художников... История Светланы Спириной имеет интересную присказку. Главный куратор биеннале из Китая, оказывается, приглашал её к участию. Но Светлана не поняла, что её зовут делать экспозицию и отказалась. Поэтому комиссар крайне удивилась, увидев, что теперь художница протестует...

Автор текста и фото: Милолика Третьякова.


Биеннале - отображение проблем современного общества

«Уральская вечерка» в рамках биеннале

МТС откроет мультимедиа-лабораторию «Поколение М»

Екатеринбург встречает 3-ю Уральскую индустриальную биеннале




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург