Отзыв на фильм "А зори здесь тихие..."

Опубликовано: 28.04.2015
Просмотров: 2283

«Мамы у тех будут, кто войну переживет…»

26 апреля в киноконцертном кинотеатре Космос прошел предпремьерный показ фильма “А зори здесь тихие…”

Приближается великая дата - 70 лет со дня победы в Великой отечественной войне. Каждый год появляется как минимум с десяток новых фильмов о тех трагических днях. Однако не все из них оставляют хорошее впечатление. Есть «шедевры», которые заставляют скептически относиться ко всему, что появляется в прокате с претензией стать военно-исторической драмой. Именно поэтому, увидев афишу «А зори здесь тихие…», я мучилась перед выбором: идти ли? На душе скреблись кошки: ну неужели из жемчужины советского военно-исторического кино сделали очередной боевик с элементами эротики? Но, так как любопытству моему нет предела, я не выдержала и отправилась на предпремьерный показ ремэйка от Рената Давлетьярова. Признаюсь, ремэйки не люблю: редко встречала стоящие картины. Однако, сам факт того, что режиссером является  Ренат Давлетьяров, вселял в меня надежу.

Скажу честно, экранизацию повести Бориса Васильева от Станислава Ростоцкого очень люблю, но видела её последний раз года полтора назад. Поэтому смотрела фильм как первый раз. И могу с уверенностью заявить, что если бы не было ремэйка Давлетьярова, его стоило бы придумать! Ренату удалось не просто снять хорошую военно-историческую драму, четко следуя повести, не просто передать атмосферу и эмоции того времени, ему удалось, как бы кощунственно это не звучало, переплюнуть и киноленту Ростоцкого и саму повесть Васильева. Возможно, кто-то со мной не согласится, но отрицать тот факт, что Давлетьяров создал поистине великолепный фильм, очень тяжело. Да, картина «А зори здесь тихие…» этого года отличается от той, что была снята в 1972 г., но зачем две одинаковых ленты?

Итак, давайте обо всем по порядку.

Сюжет соответствует повести: слово в слово передается все, что было написано Васильевым. Даже в начале ленты с точностью до запятой идет описание 171-ого разъезда. Так что если кто-то не читал произведение Бориса Васильева, то ему будет достаточно просто посмотреть картину 2015 года.

В центре внимания здесь также 5 героинь во всех смыслах этого слова. Все эти красавицы с искалеченными судьбами в начале войны попали в ряды зенитчиц. Они, вместе с другими такими же молоденькими девчушками,  были отправлены по решению командования в отдаленное место где-то на Карельском перешейке близ озер Вопь и Легонтово. Их старшиной стал товарищ Федот Евграфович Васьков, бывший разведчик, тяжело раненный в финскую войну.

Девушки, хоть и молоденькие, но все смышленые и готовы постоять за свою родину. Когда из глуши вдруг появляются незваные гости, зенитчицы ловко подбивают вражеский самолет. Казалось бы, на этом все и закончится. Что тут могут забыть фрицы?  Но спустя короткое время Рита Осянина, младший сержант и командир отделения, обнаруживает в лесу двух вооруженных до зубов в маскировочном обмундировании немецких лазутчиков. Васьков предполагает, что это диверсанты, целью которых является подрыв на стратегически важной Кировской железной дороге, рядом с которой проходит Беломорский канал. По приказу начальства 5 девушек во главе с Васьковым отправляются на поиски врага. Но, когда цель была найдена, выяснилось, что лазутчиков намного больше, и все они хорошо вооружены и натренированы. Но назад пути нет, за спиной Россия. И помощь вряд ли придет. Вся ноша по защите родины ложится на плечи хрупких девушек, которые только поступили в институты. О том подвиге, который они совершили и снята данная картина.

Единственное отличие фильма 2015 года от повести – в конце картины нет сцены, где Васьков со своим приемным сыном Альбертом возвращается на Синюхину гряду, чтобы почить память погибших здесь некогда девушек. Но, честно, даже без этой сцены фильм не кажется неполноценным. Зритель и так поймет, что подвиг девушек остается в сердцах миллионов навсегда, так же как и тысячи других героических поступков того времени. Так что драматичности от этого сюжет не потерял. Наоборот, картина, адаптированная Давлетьяровым для современного зрителя, насквозь пропитана горечью того времени, гордостью за свою страну, и очень хорошо показывает, насколько сильны духовно были люди в те годы.

Хочется только внести ясность, что же было вложено мной в понятие «адаптации». Это качество самой картины в техническом плане. Чтобы вы понимали, Давлетьяров снял не боевик (не в этом стояла его задача по «адаптации») – он снял войну, войну, которая стала образом жизни людей. По качеству спецэффектов новый фильм соответствует своему времени. Вместе с тем в нем нет ни одного гиперболизированного или неуместно спецэффекта.

Адаптацией можно назвать и сжатие временных рамок картины: вместо двухсерийного фильма на 180 минут, как у Ростоцкого, Давлетьяров снял картину ничем не хуже на 100 минут, при этом не упустил ни одной детали из повести.

Ренат Давлетьяров отобразил в картине судьбы девушек немного иначе, не как Ростоцкий. У нашего современника воспоминания о жизни до войны у каждой из 5 красавиц проходят не в отдельном эфемерном пространстве, не как театральная постановка, а как отдельные маленькие киноленты с очень детальным описанием событий.

Актерский состав, к выбору которого Давлетьяров подходил с особой придирчивостью, очень хорошо передает эмоциональное состояние девушек, их переживания и их разносторонность, и колорит. Настолько хорошо амплуа девушек вплелись в образы героинь, что сложно представить кого-то другого на месте этих актрис: Анастасии Микульчиной (Рита), Жени Малаховой (Женя), Агнии Кузнецовой (Соня), Софьи Лебедевой (Лиза), Кристины Асмус (Галя).

 

А что до сцен обнаженных девушек в бане или у водопада, то они не кажутся пошлыми. Наоборот, они только подчеркивают красоту и хрупкость тех девочек, которые шли на фронт, какую красоту и женственность губили на войне; показывают будущих матерей и жен, которые таковыми никогда не станут из-за войны (кроме Риты – у неё был муж и сын). Эти сцены сами по себе искусство. И во время просмотра ты любуешься ими, равно как и в музее Венерой Мислосской.

Стоит отметить и работу актера Петра Федорова, который безупречно исполнил роль Васькова. Да, его старшина несколько отличается от образа героя, нарисованного Ростоцким. Васьков в исполнении Федорова более мужественен и серьезен, он очень переживает все происходящее. И, несмотря на черствость, приобретенную с годами, остается человечным.
«Да какой я вам теперь старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат. Вот так Федотом и зовите. Или Федей, как маманя звала…»

Однако в картине встречаются небольшие несостыковки: например, Галя вспоминает, как её отобрали у матери в 30-е годы и отправили в детдом. Хотя согласно повести она была сиротой. И Рита по-прежнему, как и в повести бросает фразу в адрес Гали: «Хватит врать! Читала я твои документы. Нет у тебя никаких родителей и никогда не было!». Но, если Галя была ребенком из интеллигентной семьи, которая попала под репрессии, то как Советская власть допустила, что из её биографии пропало клеймо «член семьи врага народа».

Также забавно смотрится поведение немецких лазутчиков во время боя с девушками, то, как они - бывалые подготовленные ребята - во весь рост бегают на поле сражения. Выглядят враги девчат на общем фоне смешно. Но, если в этом состояла задумка автора – показать физическую силу и глупость немецких солдат, то она очень удалась.

Зато наш Васьков получился непробиваемым: впечатляет сцена, когда он долго убегает от 6 немцем, которые строчат по нему из автоматов, и в итоге зарабатывает только одно ранение в руку. Будем думать, что ему просто повезло, из-за того, что кругом был лес.

Но, на самом деле это мелкие несостыковки, которые почти не заметны во время просмотра. Их можно простить, учитывая общий положительный фон картины. Фильм хоть и рассказывает об ужасных событиях и суровом времени, но все же несет в себе некоторую умиротворенность благодаря шуточкам зенитчиц и Васькова, легкости девчат и их очаровательным искренним улыбкам.

Ощущение гармонии добавляет природа. Хорошо, что фильм “А зори здесь тихие…” цветной: благодаря этому мы можем рассмотреть всю неописуемую богатую красоту Карелии. Сложно представить, что в таких местах, происходили столь жестокие события.

Стоит отдать и должное музыкальному сопровождению. Больше половины фильма зритель находится в состоянии напряжения, но когда в особые моменты начинает играть музыка одного из лучших отечественных композиторов - Романа Дормидошина - в душе все сжимается в комок, а на глазах выступают слезы. Роман Дормидошин уже не первый раз работает совместно с Давлетьяровым. Не менее успешным был их ансамбль в работе над кинолентой "Стальная бабочка".

Цитата из фильма и самой повети, вынесенная в заголовок этой рецензии, как ни какая другая фраза лучше не передаст всю суть фильма.  Благодаря изображенным в картине героям и всем другим отважным молодым ребятам, у которых седина на висках проступила рано, мы сегодня с вами живем в мирное время. Благодаря фильмам об этих героях мы задумываемся над своим будущим, своими поступками. "А зори здесь тихие..." - действительно стоящая кинолента. Тем, кто решится сходить на неё, могу с уверенностью сказать – Вы не проведете время зря!

Виктрия Найданова


 

 

 

 

 

 

 




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург