Отзыв на фильм «Черный лебедь»

Опубликовано: 24.02.2011
Просмотров: 668

Как говорил Михаил Булгаков: «Человек без сюрприза внутри, в своем ящике, неинтересен». Но если фигурально выражаться, можно всю жизнь оставаться непонятым, лучше всё говорить напрямую и взаправду. Ведь правду говорить легко и приятно. Таким же правдивым, а не жанровым фильмом является «Черный лебедь» Даррена Аронофски. Это текст в широком смысле слова, где чувствуется каждая буква и запятая. Это не помпезное кино, а эклектичная лента на надрыве, с нервом.

Безумец и гений – две крайности одной и той же сущности. Двуликий римский бог Янус свидетельствует о том, что в каждом из нас есть два, а то и более доньев. Еще древние знали, что человек – неоднозначное существо, оно может раздвоиться, размножиться или может быть съедено пороком, более всего сродным ему. Что сделать, чтобы этого не допустить? А вот тут литературы написано достаточно. И, как мы видим, снимают и фильмы. «Черный лебедь» - не просто инфернальный триллер о том, что бывает, когда человек в беде, а никто (включая его самого) не может или не хочет ему помочь на фазе надлома, пока еще не наступила точка невозврата; это зрелая и зрячая атака супротив тех, на чьих устах печать молчания о темной стороне каждой человеческой натуры, кто вечно (пусть даже совершая над собой форменное насилие) весел и смеется, кто посинел уже как утопленник от собственного смеха над тем, что вызывает первобытный страх где-то в тех участках мозга, которые отвечают за самосохранение.

Символично, что у главной героини периодически кровоточит под лопаткой. Когда женщине обрывают крылья, она садится на метлу. Творить может только свободный человек. Но творческий кран личности перекрывает, когда на него усердно устанавливают задвижку: то авторитарная мать, то дерзкая конкурентка, то порочный балетмейстер, то призрак балетной пенсионерки с синдромом отсутствия внимания.

Натали Портман – актриса, воплощенная поэзия: посмотрит, словно рублем одарит, а молвит слово – соловей поет. Уж и натерпелась она на съемках, можно себе представить, но выглядит блестяще и великолепно почти документально изображенная история личного апокалипсиса ее героини. Есть что-то, что роднит и сближает с ее персонажем, с ее трагедией личности или, для скептиков, обширной историей болезни. Не согрешила б Киноакадемия, не дав ей Оскар.

Поражает воображение смелая хореография в фильме и четкие постановочные планы. И оператору Мэтью Либатику статуэтку тоже бы не помешало. Почувствовать себя артистом балета на просмотре сеанса кино и ощутить магнетизм сценического присутствия так, что дух захватывает,  – это поистине заслуга таланта кинооператора, ну и музыкального гения Чайковского. В фильме много сцен с крупными зеркалами, это самая сложная кинооператорская задача, называется «вампиризм» – снимать и не отражаться в зеркале. Специальные эффекты, сдобренные хоррор-музыкой Клинта Мэнселла, воплощены на картине такой силы мистической энергии, что хочется очертить вокруг себя магический круг и молиться.

Тяжкий труд балерины за станком и воздушная легкость выступления на сцене. Муки творчества и душевные метания в психологии роли, и достоверность образа в спектакле. Но никто не гарантирует, что сняв пачку после спектакля, можно высвободиться из оков деспотичного Black Swan. Велика вероятность, что хрупкая балерина будет проглочена черным лебедем, зато постигнет безупречность совершенства.

Битва за человеческую душу идет на сцене искусства! Искусство делает нас людьми. Артисты, борцы за людские души, становятся просто пушечным мясом, а трофей, который они получат после победной битвы, – героическая смерть. И не все их души можно спасти. Что тут поделаешь, пока профессиональные сальери живут и здравствуют, гибнут талантливые моцарты, пав жертвой любовной ссоры с этим миром. Всё – на алтарь искусства!

И пусть происходящее на экране повергает в шок и мехом внутрь выворачивает представление об эстетизме, а после просмотра материя мозга, отвечающая за желание жить, замерзает, я первым долгом вознесу на Олимп эту научно-психологическую кинокартину о священных вакханалиях балетной мистерии.

Даррен Аронофски – новатор, воображением создающий образы в неевклидовом пространстве, снова заставил всех прильнуть к киноэкрану – волшебной поверхности, которая сделала психоделический изъян притягательным и волнующим.

 

Любовь Петрова

фото с сайта:http://www.dni.ru/culture/2010/12/13/109119.html




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург