Отзыв на фильм «Сатисфакция»

Опубликовано: 19.01.2011
Просмотров: 950

Евгений Гришковец. Своевременно

Почему возникло желание рекомендовать молодым людям – поклонникам этого сайта –  посмотреть фильм Евгения Гришковца «Сатисфакция»?

Особенности первого фильма современного писателя, драматурга, театрального актера, музыканта, а теперь еще и продюсера, сценариста, артиста главной роли и по совместительству продвиженца (маркетолога) на кинорынок Евгения Гришковца уже понятны из этого перечисления должностей и званий. Талантливый человек удачлив во всем. И все же:

  1. Это самый нужный фильм. Для поколения «отцов», родившихся в 50-60-е годы прошлого века и для «детей», снисходительно посматривающих на своих «приматов».  Поговорим о «детях». Они – раскованные, свободно владеющие иностранными языками, изучающие правила ведения бизнеса, мобильно общающиеся в режиме он-лайн, легко пересаживающиеся из одной марки машин в другую, и переходящие по конвейеру клубных вечеринок, отличающие «Прадо» от «Гуччи» и отдающие предпочтение…ну не знаю…Кире Пластининой, что ли… Боулинг, сноубординг, серфинг, дайвинг, пирсинг, шоппинг и прочие «инги» – развлечения.  Хорошие, в основном дружелюбные, «лёгкие», любимые родителями и органично вписывающиеся в окружающую среду, современные «дети». «Цветы жизни», выросшие на почве, взрыхленной, удобренной, политой «кровью и потом» «отцами». Но все течёт, всё изменяется… Наступит время, когда будет нужно платить по счетам, которые выставит жизнь. Дети сегодняшних «детей» могут быть уже зачаты и даже частично рождены, значит, «конфликт поколений» неизбежен… Будьте готовы,  «мильон терзаний» - не за горами!
  2. В фильме «Сатисфакция» получается, что один из «героев нашего времени» Александр Верхозов всемогущий, которого блестяще играет Евгений Гришковец, не готов принять новые «правила жизни» (или «условия игры»?), которые начинает диктовать юное поколение. Он обманулся в своих чувствах, ощущает себя «униженным и оскоблённым», боится насмешек и недоумения со стороны окружения. Герой, воспитанный и повзрослевший в прошлом веке, вызывает обидчика на дуэль, требуя сатисфакции – полного морального и физического удовлетворения. Это действительно смертельный алкогольный поединок, в нём есть цена вопроса – жизнь.  
  3. Визави - другой «герой нашего времени» - представитель нынешнего молодого поколения - не совсем «сын», а как бы очень «младший брат», Дмитрий, талантливо поданный Денисом Бургазлиевым, поставлен перед выбором – принять или отклонить вызов. Безусловно, поскольку фильм продолжается, он его принял. Только оказывается в роли гладиатора, попавшего в клетку с разъярённым жаждущим крови и мяса львом. В Древней Греции, как известно, выживший раб-гладиатор обретал не только жизнь, но и Свободу. Аналогия со Спартаком, кстати, улавливается.
  4. Мужская дружба  в «Сатисфакции» – животрепещущая тема, которую героям надо обязательно прояснить, а это очень больно. Называя человека другом, мы наделяем его безграничным доверием и предоставляем право «разделять и властвовать» всем, что у тебя есть, полагая, что друг никогда не перейдёт границ твоего «государства», и уж точно в нем не воцарится. Советские фильмы были просты и понятны – «если друг оказался вдруг» - значит, «вычеркиваем телефон из записной книжки» и подвергаем остракизму. В «Сатисфакции» авторы фильма заставляют и зрителя принять решение – а как бы ты поступил на месте главного героя? Финал-то открытый. А на карте не только честь и достоинство, но и дело всей жизни.
  5. Любовь, конечно, в фильме, есть. И её много, и она разная – к женщине, к детям, к стране, да, именно и к ней, и конкретно к своему провинциальному городу, для которого главный герой много делает. Он убедительно сентиментален – показателен эпизод с собачкой и показательно жесток – в последующем эпизоде. Он выбирает женщин, которые его «ценят», бесконечно изменяя той, которую любит, затем кается и наказывает себя, взращивая внутри себя непомерное чувство вины. И может быть, смысл сатисфакции есть еще и в том, что главный герой картины, унижая и наказывая себя, дает эфемерное чувство удовлетворения и отмщения той «женщине, с которой хотел иметь дом и детей».
  6. Накал страстей нешуточный. Двое сильных смелых мужчин сошлись в смертельной схватке. Интрига сохраняется до конца фильма. Кто победит – зрелый опытный всесильный мужчина, который большинство вопросов решает «по звонку» в прямом и переносном смысле или молодой дерзкий «мажор», готовый на всё, чтобы получить то, о чём он в самую трудную минуту скажет: «Мне было так …хорошо!»? Симпатии к героям фильма во время просмотра то разделяются, то сливаются и, в конце концов, перестаёшь понимать, на чьей ты стороне. После завершения начинаешь думать и приходишь к выводу, что есть сражения, в которых нет победителей и проигравших. А есть вот так – либо выплываем вместе, либо оба идём ко дну. Взросление и рост Личности в самом себе – это главное.
  7. Это психотерапевтический фильм. Он прольет «бальзам на души людей поколения разгула 90-х», которое сейчас кое-кто  начинает называть «потерянным». Молодые инженеры, врачи, строители, офицеры, педагоги и часто выпускники профтехучилищ торговали лесом, цементом, стеклом там, одеждой и обувью. Они открывали палатки с шоколадками, газировкой и сигаретами. Они заливали страну водкой, заваливали её ширпотребом, и даже подрывали обороноспособность, продавая оптом и в розницу танки и пулемёты, чтобы сколотить капиталы для бизнеса. Выжили далеко не все, но все поголовно были изранены и побиты в борьбе за «место под солнцем». Возмужав и окрепнув, заматерев и цивилизовавшись, труженики на «каменистой ниве бизнеса» сменили «варёнки» и малиновые пиджаки» на менее вызывающее, но не менее китчевое (сейчас «кричат» не вещи, а этикетки) одеяние, перешли из кооперативных пельменных в  дорогие рестораны, получили дипломы МБА от теоретиков. И, главное, стали вести «большой и серьёзный» бизнес. И преуспевают. Кто-то даже пробился во власть. Они «опутывают» «своих» женщин цепями, «заковывают» в золотые браслеты и даже одевают на них «ошейники» с бриллиантами, чтобы вызвать к себе любовь, или чтоб хотя бы не сбегали. Но, как пел Высоцкий «почему-то всё не так, всё не так, ребята». «Отцы» не чувствуют себя, в отличие от «детей» счастливыми.  Герой Дениса Бургазлиева помогает герою Евгения Гришковца разобраться в «смятении чувств», задуматься о ценностях жизни, по-новому осознать смысл слов, которые тот пишет от руки на листке в начале фильма, собираясь о них поговорить.
  8. Отсюда – желание разобраться в себе, в окружении. Поэтому в фильме так много выпивки – пожар в груди требуется залить, иначе мучительно больно.  Героям нашего времени предстоит понять и принять то, с чем им предстоит жить. Понять, что всё должно быть СВОЕВРЕМЕННО – и жизнь, и слёзы, и любовь. Верша большие дела, зарабатывая материальные блага – забываешь о душе, заботясь о личном душевном комфорте и спокойствии – выпадаешь из современной жизни, и можешь потерять этот пресловутый покой. Баланс на «острие ножа». Поэтому надо пригласить на просмотр и близких взрослых, которые давно смотрят все фильмы только по «ящику».

В общем, если Евгений Гришковец сотоварищи будут и, безусловно, мы с вами, уважаемые читатели, дочитавшие отзыв на фильм до этого места, продвигать «Сатисфакцию» как «САМЫЙ НУЖНЫЙ ФИЛЬМ», он завоюет сердца зрителей двух поколений, как «отцов», так и «детей». Он непременно войдёт в классику российского кинематографа, как следующие замечательные фильмы – «Ирония судьбы», «Доживём до понедельника», «Покаяние», «Жестокий романс» -  список можно (и нужно) продолжить.

Все те, кто сходил на предпремьерный показ фильма, уже получили от него удовольствие. Присоединяйтесь и …переживайте, сочувствуйте, улыбайтесь, в общем –  наслаждайтесь!

Светлана МУГАНЦЕВА




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург