Счастье – это быть понятым: в Екатеринбурге рассказали, как построить мир равных возможностей

Опубликовано: 14.11.2017
Просмотров: 172

С 9 по 11 ноября в Екатеринбурге проходила III Всероссийская открытая научно-практическая конференция «Культура и социальная ответственность», в которой принимали участие руководители и специалисты культурно-досуговых учреждений, представители власти, образования, науки, социальной работы и педагогики, здравоохранения, бизнес-партнеры, общественные организации. Мероприятие было посвящено современным инклюзивным технологиям, особенностям взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и применению этих методик в реальных условиях.

Об инклюзивных технологиях и создании универсального пространства в обществе сейчас говорят активно. Появилось даже понятие «открытый город», означающее жизнь без барьеров и границ. Но обеспечивать доступ ко всем ресурсам гражданам из разных социальных классов - это одно. Интеграция людей с ОВЗ и инвалидностью в городскую жизнь – это совсем другое. К сожалению, наша инфраструктура и даже наше сознание требует планомерной и долговременной работы. Результатом которой станет принятие таких людей в качестве полноправных членов общества. Важно отметить, что инклюзия ставит целью не формирование специальных условий для инвалидов и людей с ОВЗ, а создание среды, в равной степени комфортной для всех.

Говорят, что счастье – это быть понятым. Но почему-то для людей с ОВЗ и инвалидностью это счастье бывает недосягаемым. Прежде чем создавать универсальную среду, нужно знать, с какими проблемами сталкиваются эти люди и какую помощь мы можем им оказать. Чтобы объяснить эти аспекты присутствующим, на пресс-конференции организовали мастер-классы. Практическая часть конференции позволила участникам пережить необычный и очень важный опыт восприятия окружающего мира с позиции «особенных» горожан. Четыре интерактивные площадки под руководством людей с ограниченными возможностями здоровья представляли окружающий мир так, как его воспринимают люди, передвигающиеся на инвалидном кресле, с нарушением слуха и зрения, а также те, кто имеет особенности интеллектуального развития.

- Главная задача мастер-класса – не загнать вас в те условия, в которых живут люди с инвалидностью, а показать вам, в каких ситуациях им действительно стоит помочь. Прежде чем бросаться на помощь, подумайте, почему вы это хотите сделать: вам этого человека просто жалко или он в самом деле находится в затруднительном положении. Когда с человеком случается что-то серьёзное, например потеря слуха или зрения, ему нужно минимум три года на то, чтобы с этим смириться. Поэтому ваше желание помочь тогда, когда это не требуется, может вызвать скорее негативную и даже неадекватную реакцию, причины которой вполне понятны, - объяснил член социального движения «Белая трость», специалист Свердловской областной библиотеки для слепых Сергей Уймин. – Чем вы можете помочь? Например, слепым в наших городах тяжело ездить на общественном транспорте. Проблема здесь не только в том, как найти вход или выход. Элементарно узнать, какой номер маршрута подъехал к остановке, зачастую невозможно, поскольку не весь транспорт оборудован специальным динамиком. Побеспокоиться стоит, если невидящий идёт вблизи незаметных для него препятствий. У нас как правило ремонтные работы огораживают простой лентой. Для слепого с палкой это не препятствие, оно его вряд ли остановит.

В ходе практических занятий участникам предлагалось попробовать преодолеть препятствия на инвалидной коляске, выучить песню на языке жестов, спуститься и подняться по лестнице с закрытыми глазами с сопровождающим и поработать с группой ребят, у которых есть особенности интеллектуального развития. 

Как и предполагалось задания давались не просто. Например, несмотря на то, что язык жестов основан на визуальном восприятии предмета, запомнить его хотя бы частично удалось не всем. При этом организаторы отмечают, что общаться с глухим человеком, не зная этого языка, будет проблематично.

- Если с плохо слышащим будет достаточно объясняться чётко, простыми словами, обращаясь непосредственно к нему, то для общения с человеком, который не слышит совсем, вам потребуется кто-то знающий язык жестов. Да, если глухой человек грамотен, он может написать вам что-то на бумажке. Но проблема в том, что такие люди пишут текст по правилам визуального восприятия. Например, «девочка маленький птица маленький крупа» означает, что маленькая девочка кормит цыплёнка. Понять, конечно, эти слова можно, но далеко не сразу, - рассказала режиссёр жестового театра, специалист Центра психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» Марина Крашенинникова.

Сложнее людям взаимодействовать с теми, кто имеет особенности интеллектуального развития.

-  Ребята с особенностями интеллектуального развития такие же, как и мы. Нельзя говорить о том, что они ничего не могут. Они могут не разбираться в высшей математике, но зато они очень творческие, они прекрасно делают что-то руками, они сильны в своей душевности. Понятие «особенность» заключается в том, что они сильны в одной сфере, а другие – в другой. На протяжение долгого времени таких людей изолировали, поэтому первая реакция при встречи с ними – страх. Общество не знает, как с ними общаться и это большая проблема. На занятии мы вместе с ребятами и участниками конференции поделились на несколько групп, каждая из которых строила из пластилиновых кирпичиков дом. Это задание дало возможность каждому вложить свой кирпичик в общее строение и почувствовать себя важным и причастным к общему делу, - отметила заведующая городской методической секцией преподавателей ДШИ города Екатеринбурга по направлению «Арт-педагогика» Юлия Малкова.

Приятно осознавать, что екатеринбургские учреждения культуры на сегодняшний день уже накопили серьёзный опыт в реализации инклюзивных практик. В театре балета «Щелкунчик» этой весной состоялся I Всероссийский фестиваль-конкурс юных талантов «Синяя птица – инклюзив», в котором приняли участие четыре сотни артистов, около половины – с ограниченными возможностями здоровья. В екатеринбургском Театре юного зрителя на постоянной основе существует проект «#Заживое», изменивший жизнь десяти молодых людей с ментальными особенностями и позволивший им реализоваться в театре наравне с профессиональными актерами. Театр кукол поделился впечатлениями от посещения спектакля группой слабослышащих и глухих детей. Важно отметить, что ребятам предложили не специализированное представление, а сказку «Снежная королева» из обычного репертуара – и этот опыт не только стал особенным для зрителей, но и позволил сотрудникам театра сделать ценные для дальнейшей работы выводы. Инклюзивные проекты существуют и год от года развиваются и в других муниципальных, государственных учреждениях Екатеринбурга, а также как общественные и частные инициативы.

Автор: Анастасия Норина

Фото: Мария Печенкина


Топ-5 правил как выспаться за короткое время

Один день с династией Лиепа: в Екатеринбурге стартовали «Уральские сезоны»

Тайна, покрытая мраком: 10 загадок в истории России




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург