«В какой-то степени мы - чернорабочие»: российский кинооператор о своей профессии и тенденциях в киноиндустрии

Опубликовано: 29.03.2018
Просмотров: 1048

Все мы любим хорошее кино, но мало кто из нас представляет себе, как оно снимается. За качественный фильм мы хвалим режиссёра и актёров и совсем забываем похвалить оператора. Между тем, кинооператор – важный специалист в области съёмки кинофильмов. Он проделывает колоссальную работу не только технического характера, но и художественного.

Сергей Астахов работает кинооператором уже больше 30 лет. На его счёту десятки отснятых фильмов и несколько премий за лучшую операторскую работу. Его последний проект «Салют-7» до сих пор с восхищением вспоминают критики.

Недавно он приехал в Екатеринбург, чтобы провести в Свердловской киностудии мастер-классы и посетить кинофестиваль «Человек труда». «УралСтуденту» удалось встретиться со знаменитым кинооператором и обсудить искусство киносъёмки.

- В одном из интервью вы говорили, что мастерству нельзя научить. Но при этом у вас проходят мастер-классы. Какова их цель и как они проходят?

Мастерство - это такая вещь, которой в глобальном смысле, конечно, научиться нельзя. Да и вообще научить чему-то человека нельзя, если он этого не хочет. А цель моего курса – это обмен опытом. Профессии оператора я посвятил 37 с лишним лет и, естественно, мне есть, что рассказать. Большую часть мастер-класса я посвящаю разбору работ, которые сделали слушатели. Стараюсь просить их показывать самое плохое, что не получилось. Разбирать хорошую работу нет смысла. Тебе остаётся только похвалить человека и всё.  А вот не удавшиеся работы интересны. Слушатели, которые здесь сидят, скорее всего, ещё какое-то время будут допускать ошибки и, благодаря анализу этих работ, они получат замечания и рекомендации, которые могут учесть в дальнейшем. Само собой, я учитываю разницу.  У меня как у оператора, снимающего большие картины в Москве и Санкт-Петербурге, больше возможностей, как минимум потому, что  фильмы хорошо спонсированы. Но иногда оператору приходится принимать решения, которые не  зависят от финансов. Есть способы спасти фильм и при отсутствии хороших световых приборов, крутых объективов. Ведь не секрет, что мы с американцами и с европейцами снимаем одним и тем же оборудованием, но результат почему-то разный. Поэтому я стараюсь уделить время и теории подготовки к съёмкам, это очень важный процесс, без которого трудно снять достойное кино, какой бы аппаратурой вы не обладали. 

 

- Вы говорите, что курс – обмен опытом, а сами чему-то научились у слушателей? Может, от них вдохновились?

Я не научился, а скорее подтвердился в своей мысли о нынешнем поколении. Я увидел, что ребята хотят получить знания. Они не просто тут сидят. Они активные. Хотя всё равно стесняются, поэтому приходится устанавливать двустороннюю связь принудительно, спрашивать, что они поняли, а что нет. Мне хотелось бы уехать отсюда с осознанием того, что я не потратил время даром.

- А в чём заключается теория подготовки к съёмкам?

Нужно решать вопросы по мере их поступления. Первое - это всегда замысел. Когда замысел понятен, вы получаете программу действия и начинаете искать точки соприкосновения с продюсером и режиссёром, чтобы быть с ними по одну сторону и работать в одном направлении.  Эти нюансы лучше всего выяснить, сидя в тёплой комнате за столом, попивая хороший чай. На этапе подготовки также занимаются раскадровкой и другими видами планировки. Необходимо определить не только способ реализации замысла, но и финансовую и временную составляющую.

Вообще съёмка всегда должна быть подготовлена заранее. Это если не гарантирует, то, по крайней мере, позволяет рассчитывать на успех. Съёмочный день во время производства «Салют-7» стоил 1,2 млн рублей. Поэтому если в течение дня мы не смогли сориентироваться и этот день потратили без толку, то мы просто упускали деньги. Но этого мы себе позволить не могли, поэтому на каждый кадр мы писали паспорта – листы А4, на которых описывали положение любой детали декорации и действия группы. Без такого паспорта можно не только потерять деньги, но и допустить массу ошибок, исправить которые не всегда возможно.

- «Салют-7» восторженно приняли как критики, так и зрители. Особенно поражают кадры невесомости. Как проходили съёмки этих сцен?

Так получилось, что эти съёмки и системы имитации невесомости подготавливал я. Система состояла из достаточно большого ассортимента специальных приспособлений в виде лебёдок, поддержек для ног и попы, подвесок.  Это комплекс приспособлений не создаёт невесомости, но позволяет её имитировать. И надо сказать честно, у нас хорошо получилось. Даже космонавты отмечали это. И сам Джанибеков был потрясён правдивостью изображения космоса. Но большую роль в успехе съёмок, конечно, сыграли физическая подготовка актёров и их умение не только держать спину, но и без усилий на лице преодолевать земное тяготение.

- Для вас это был первый опыт?

Такой масштабный опыт был первый. Я знал, как это можно сделать. Ведь эти способы съёмки были уже придуманы давно. В 1956 году они использовались при создании фильма Павлом Клушанцевым. И мы частично заимствовали его опыт, добавив компьютерной графики и современных технологий.

- Как операторы становятся частью фильма?

У операторов всё происходит приблизительно так же, как у актёров. Оператор – нанятый человек. Чаще всего его приглашает продюсер. Хотя раньше всё было гораздо проще, поскольку оператора приглашал режиссёр, а директор картины просто платил ему деньги. Это была основная его функция. А сейчас уже продюсер может являться ведущим в этой партии. Режиссёр может пригласить оператора, с которым уже работал. Но при этом продюсер в праве это предложение отклонить. Операторы ценятся за умение снимать быстро, надёжно и желательно очень неплохо с точки зрения эстетики. И зачастую эти качества являются определяющими в выборе оператора.

- Какими знаниями должен обладать оператор?

Когда снимали на плёнку, оператор должен был обладать больше инженерными знаниями. Хотя эти знания не являются определяющими. Камера –  это просто инструмент. К тому же есть люди, которые разбираются в этом гораздо лучше. На операторе-постановщике лежат другие задачи: формирование среды, поэтому здесь на первый план выходит творческая составляющая.  Сейчас техника настолько сильно продвинулась. Результат съёмки можно увидеть сразу, а раньше на это требовалось несколько дней, а то и недель. Поэтому в какой-то степени на оператора ложится меньше ответственности. Но с точки зрения творчества ничего не изменилось. Оператор по-прежнему должен уметь работать со светом, цветом и т.д.

- А можете поподробнее рассказать об обязанностях оператора?

Перечислить всё это трудно, поскольку нет определённого перечня жёстких обязанностей. Можно выделить только основные. Это формирование подготовительного периода, выбор натуры, раскадровка, подбор костюма по цветовым задачам, контроль грима, контроль съёмочного  процесса, чтобы не было допущено брака. Это большая ответственность. Нужно работать с командой.  Прежде всего, с осветителями, супервайзерами, художниками-постановщиками, которые делают декорации. Это не говоря уже об отношениях с режиссёром и продюсером. У оператора большой круг необходимых контактов. Оператор по-прежнему остаётся человеком, который общается на площадке больше всех. Ему приходится иметь дело почти со всеми, от режиссёра до последнего рабочего. Оператора всё это волнует или, по крайней мере, должно волновать. Если оператор приходит в белых перчатках, в белом костюме, садится в кожаное кресло и начинает творить, то у него навряд ли что-то получится. В какой-то степени мы - чернорабочие.

- А такая профессия для женщины подойдёт?

Сейчас очень многие женщины начинают работать в кинематографе в качестве оператора. Иногда это получается очень хорошо, с точки зрения творчества они даже могут иметь преимущество. Но здесь есть одна достаточно щекотливая тема. Процесс киносъёмки нервный, поэтому иногда устойчивость к стрессу и особенность мужской психологии играют положительную роль. Поэтому если женщине браться за эту профессию, то надо предполагать, что её будут ждать моральные потрясения. Проблема ещё и в том, что у женщины есть и другие важные социальные роли: она и мать, и жена и никто её в этом не заменит. Но всё равно я не считаю, что надо делать из этого проблему. Всё покажет экран. Если у тебя получается, то почему бы этим не заниматься.

- У оператора должен быть свой индивидуальный стиль?

Мне кажется, что оператор не должен иметь своего стиля. Он должен уметь решать проблемы, исходя из того материала, с которым он работает. Хотя наличие своего стиля не исключено. Например, оператора, который работает только в романтичном стиле, будут приглашать для того, чтобы снять любовные истории. Но мне нравится работать с разным материалом, так интересней.

- Высокая ли конкуренция в этой сфере?

Сейчас мало операторов, которые снимают хорошо, но при этом много операторов, которые просто хотят снимать. Это нормальная ситуация. Происходит естественный отбор. Остаются в профессии те, кто действительно этого достоин. Но в нашей сфере существует определённая проблема. Она заключается в отсутствии у молодёжи практики. Это можно объяснить тем, что у нас сейчас мало снимают. Раньше в Екатеринбурге было несколько съёмочных площадок, куда можно было приводить студентов и они бы получали опыт. Сейчас с этим сложнее. И, на мой взгляд, эта проблема, решение которой не требуют каких-то финансовых вложений. Кинопродюсеры должны понимать, что рано или поздно кто-то из существующих профессионалов состариться и понадобится молодая кровь. Они должны наоборот привлекать молодых студентов. И это касается не только операторов, но и других представителей профессий, необходимых на площадке. Например, в США студенты после выпуска первое время работают бесплатно и собирают рекомендации. От количества и качества этих рекомендации зависит их карьера. Они приходят к продюсерам на какие-то картины, приносят рекомендации и у них может появиться шанс, что их возьмут на работу, за которую им будут платить.

- У студентов после выпуска из вуза часто возникает проблема, как реализоваться в профессии. Что посоветуете?

Начинать проще всего в качестве подмастерье. Это позволяет прикрыть себя от возможных проблем. Допустим, если малоопытного оператора пригласили снять что-то серьёзное и он не смог, то его карьера будет поломана безвозвратно. А когда ты работаешь в подмастерье, нет такой ответственности, но при этом ты получаешь некий опыт и варишься в среде с людьми, с которыми в дальнейшем придётся работать, которые принципиально могут тебя выделить. Не нужно стремиться понравиться кому-то, но надо продемонстрировать свои умения, чтобы тебя выделили.

Автор: Анастасия Норина

Фото: Tvkinoradio, YouTube, vk.com/sverdlovsk_film_studios


Страшнее и интереснее? Отзыв о фильме «Гоголь. Вий»

«Мы же русские, терпеливые. Бог поможет»: как на самом деле живут одинокие мамы

Семь дней до зарплаты: как питаться на сто рублей в неделю




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург