Не женская профессия. Интервью с девушкой-инженером

Опубликовано: 30.09.2016
Просмотров: 327

Воплощай мысли в реальность!

Будущее российской промышленности сегодня невозможно представить без композиционных материалов. Их разработка – дело ответственное и перспективное. Работа в этой отрасли требует высокого профессионализма.

Инженер-технолог  Межотраслевого инжинирингового центра «Новые материалы, композиты и нанотехнологии» («Композиты России») при МГТУ им. Н.Э. Баумана Кристина Белокопытова –  один из таких профессионалов. О специфике своей работы и особенностях композиционных материалов она рассказала нашему интернет-изданию.  

Справка: Композитный материа́л (КМ), компози́т — искусственно созданный неоднородный сплошной материал, состоящий из двух или более компонентов с чёткой границей раздела между ними (например, железобетон, стеклопластик, углепластик, карбон).

Профессия инженера многим кажется исключительно мужской, но тем не менее ты выбрала именно ее. Чем привлекла тебя эта профессия? 

- Работа инженера  разноплановая. Как известно, это слово образовалось от лат. Ingenium, что значит «изобретательность», «изобретение». Инженер - это создатель чего-то нового, уникального и неповторимого. А мне нравится делать открытия, создавать новые изделия. Когда есть только идея, а в реальности еще ничего нет - и ты реализуешь свои мысли в реальные вещи - это здорово. Мне нравится воплощать свои мысли в реальные вещи.

Действительно, мужчин в этой профессии гораздо больше, чем женщин. И поначалу было сложно адаптироваться. Но в процессе работы эти рамки исчезают. Грубую и тяжелую работу, конечно, мне не доверяют, но на производстве без женского подхода иногда вообще не получается довести дело до конца. Да и всегда есть работа, которую мужчине сложно выполнить, а женщина с легкостью ее выполняет.  

Какие изделия вы разрабатываете?

Самым крупным проектом была разработка прецизионных антенных рефлекторов из полимерных композиционных материалов. Сейчас занимаемся разработкой лопаток турбины самолета. В основном наша деятельность направлена на авиационную и космическую отрасль. Мы изготавливаем изделия из полимерных композиционных материалов, карбона, так скажем, материала будущего.

А почему композиционные материалы называют материалами будущего?

- Главные плюсы его в том, что он довольно прочный, легкий, у него прекрасные аэродинамические свойства. Он устойчив к агрессивным средам и окислению. Срок эксплуатации таких изделий достигает 50 лет.

Но главное то, что это очень легкий материал при достаточно высокой прочности. А легкость – это скорость. Болиды формулы 1 полностью перешли на изготовление из карбона. Но и минусов у этого материала достаточно. Основной - это стоимость.

Где применяются композиционные материалы? В авиационной и космической отрасли?

- Да, в авиации этот материал широко применяют. К примеру, в суперсовременном авиалайнере МС 21 многие детали изготовлены из композиционных материалов. При создании крыла используется более 100 крупногабаритных элементов конструкций. Детали получаются на 5-10 процентов легче, чем аналогичные алюминиевые. Композитные крылья позволят самолету экономить: за счет того, что они легче, чем металл, расход топлива у воздушного судна уменьшается на шесть - восемь процентов.

А вообще композиты применяются во многих областях, к примеру, в судостроении, ветроэнергетике, строительстве, машиностроении, сельском хозяйстве.  Даже при изготовлении мебели, чехлов для телефонов, протезов используются композиты. К слову сказать, и в автомате Калашникова мы заменяем металлические детали на композитные.

Мне известно, что сейчас вы работаете над конструкцией   беспилотника.

- Да, в частности, мы разработали систему внутреннего контроля, которую встроили в композитный материал. Благодаря этой системе мы можем наблюдать все воздействия, которые происходят, к примеру, в хвостовом оперенье самолета или в другой части, где необходим контроль.

В октябре мы организуем всемирный конкурс Composite Battle  по композиционным материалам. Возможно, в рамках конкурса мои коллеги будут изготавливать конструкцию беспилотника.

Насколько сложна разработка этой конструкции?

- Она состоит из нескольких этапов. Первый – аналитический, когда  рассчитываются прочностные характеристики, строится 3D-модель изделия. На втором этапе подбирается расчетный вариант изготовления, материалы, оборудование, продумывается технология изготовления. Затем проводятся испытания материала (образцов), заказывается оснастка и, наконец, начинается сам процесс изготовления. Конечно, с первого раза изделие никогда не получается. Постоянно вносятся коррективы, и технология отрабатывается до идеального изготовления.

На самом деле процесс очень сложный. Это единый механизм.   Но однозначно, сначала все – на бумаге, а потом на практике отрабатывается.

Учиться на инженера было очень сложно?

- Учиться, в принципе, сложно, но возможно. Главное – стараться! В группе, где я училась, вначале было 35 человек, а до выпуска дошли только 8!

Тебе сразу удалось найти работу?

- Сразу, но очень сложно устроиться по специальности. От тебя на первых этапах требуют невозможного, хотят, чтобы был большой опыт за плечами. Первое время приходилось работать за небольшую зарплату и подрабатывать на второй работе по выходным.

Лучше на последних курсах института начинать задумываться о работе, если есть желание идти работать по специальности. Многие инжиниринговые компании берут на неполную ставку молодых и неопытных студентов. У нас в центре работает очень много студентов. Плюсом будет и нарабатывание опыта, и навыков. После окончания института можно сразу искать работу с нормальным окладом.

На работе сильно  устаешь?

- У нас государственное учреждение, мы работаем 5/2 с 9.00 до 18.00. Усталости не ощущаешь, потому что весь день в работе. Да и когда занимаешься любимым делом, все в удовольствие.

Как складываются отношения в коллективе?

- Коллектив у меня чисто мужской. Мы все очень хорошо общаемся, ходим вместе на обед. Чувствую себя очень комфортно. Мы всегда помогаем друг другу в сложной ситуации. Если что-то не получается, стараемся вникнуть в проблему и помочь. В центре у нас часто проводятся объединяющие мероприятия: экскурсии, корпоративы, спортивные соревнования. Стараемся жить дружно.

Есть ли у тебя профессиональная мечта? Каковы планы на будущее?

- Сейчас кризис в инженерии.  Хотелось, чтобы была работа, перспектива в карьере и потребность в наших разработках. Если говорить о более глобальных планах, то, конечно, хочется оставить свой след в истории и принести пользу человечеству.

Автор текста: Елизавета  Спирина


Work and travel: какая же она, Америка?

Анастасия Эльберг: «Жизнь есть творчество»

JOXBOX: конкуренты Деда Мороза

Как стать адвокатом или юристом?

Icanfly tie: от хобби к прибыльному делу




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург