Пособия по беременности и родам для студенток-очниц

Опубликовано: 12.04.2013
Просмотров: 2512

По какой статье (подстатье) КОСГУ (классификация операций сектора государственного управления - прим. редакции) отражается выплата пособия по беременности и родам женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Пособия по беременности и родам женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, могут выплачиваться за счет подстатьи 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ.

Органом, осуществляющим в отношении образовательного бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя, может быть предусмотрена возможность оплаты подобных расходов за счет средств субсидии на иные цели, предоставляемой согласно абзацу второму п. 1 ст. 78.1 БК РФ на выплату стипендий.

Обоснование вывода:

Женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, пособие по беременности и родам выплачивается за счет средств бюджетов, выделяемых образовательным учреждениям на выплату стипендий (ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", далее - Закон N 81-ФЗ; пп. "в" п. 17 "Порядка...", утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н, далее - Порядок N 1012н).

Приведенная выше норма означает, что пособия по беременности и родам должны выплачиваться в пределах бюджетных средств, предоставляемых образовательным учреждениям на выплату стипендий. Ни Закон N 81-ФЗ, ни Порядок N 1012н не регулируют вопросы применения бюджетной классификации, поэтому положения данных нормативных правовых актов не должны напрямую использоваться для определения порядка применения КОСГУ. В частности, положения ст. 4 Закона N 81-ФЗ и пп. "в" п. 17 Порядка N 1012н не могут трактоваться как прямое указание на выплату пособия по беременности и родам женщинам, обучающимся в вузах по очной форме обучения, за счет той же статьи (подстатьи) КОСГУ, за счет которой выплачиваются стипендии.

В 2013 году КОСГУ применяется согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н (далее - Указания N 171н), в соответствии с которыми:

- выплата стипендий студентам, а также расходы за счет стипендиального фонда на социальную поддержку студентов подлежат оплате за счет статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ;

- расходы по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования подлежат оплате за счет подстатьи 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ.

Приведенные выше положения Указаний N 171н, как и положения Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, действовавших в 2010-2012 гг., при желании можно толковать как допускающие применение в рассматриваемой ситуации и кода 290 КОСГУ, и кода 262 КОСГУ.

Однако специалисты Минфина России в последние годы неизменно формулируют правовую позицию, согласно которой пособия по беременности и родам женщинам, обучающимся в вузах по очной форме обучения, должны выплачиваться за счет подстатьи 262 КОСГУ.

Объясняется такая позиция достаточно просто - Указания N 171н предусматривают достаточно четкую схему отнесения расходов по выплате пособий по беременности и родам (иных пособий, предусмотренных Законом N 81-ФЗ) на коды КОСГУ:

- если пособие выплачивается работодателем в счет уменьшения задолженности перед ФСС РФ - на код 213 КОСГУ;

- если пособие выплачивается непосредственно ФСС РФ - на код 261 КОСГУ;

- если пособие выплачивается не за счет средств ФСС РФ - на код 262 КОСГУ (как расходы по социальному обеспечению, осуществляемые вне рамок социального страхования).

Аналогичный порядок применения КОСГУ действовал и в 2010-2012 гг.

Соответственно, по коду 290 КОСГУ могут отражаться иные расходы на социальную поддержку студентов, осуществляемые за счет стипендиального фонда.

Порядок финансового обеспечения конкретных видов расходов бюджетного учреждения определяется его учредителем.

Отдельные виды расходов учреждения могут не учитываться при определении нормативных затрат, исходя из которых определяется размер субсидии на выполнение госзадания, если:

- существует необходимость в санкционировании этих расходов;

- расходы носят непостоянный характер;

- включение расходов в нормативные затраты исказит стоимость услуги, оказываемой в рамках госзадания.

Финансовое обеспечение указанных выше расходов осуществляется путем предоставления субсидий на иные цели согласно абзацу второму п. 1 ст. 78.1 БК РФ. Как правило, к таким расходам относятся и расходы по выплате стипендий.

Учитывая то обстоятельство, что в рассматриваемой ситуации пособие по беременности и родам должно выплачиваться в пределах средств, предоставленных на выплату стипендий, вполне обоснованным будет решение учредителя об осуществлении расходов по выплате этого пособия за счет средств целевой субсидии, предоставленной бюджетному учреждению для выплаты стипендий.

При выплате пособия по беременности и родам за счет средств целевой субсидии желательно применять код КОСГУ 262, то есть следовать рекомендациям специалистов Минфина России.

Если осуществление расходов по этому коду КОСГУ в настоящее время не предусмотрено Сведениями (форма 0501016), то они могут быть изменены в порядке, установленном п. 19 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.

В заключение напомним, что бюджетные учреждения самостоятельно определяют направления расходования средств субсидий на выполнение госзаданий в соответствии с Планами финансово-хозяйственной деятельности. Иными словами, средства субсидии на выполнение госзадания вовсе не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии с теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии. Главное, чтобы госзадание выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством. То есть осуществление незапланированных расходов возможно, но только за счет экономии средств субсидии (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 12.07.2012 N 02-13-06/2703).

К сведению:
Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и ст. 285.1 УК РФ, являются получатели бюджетных средств, к которым в силу норм ст. 6 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не относятся (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.04.2010 N А53-26218/2009).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург