Как написать часть "C" в ЕГЭ по русскому языку на максимальный балл?

Опубликовано: 07.05.2013
Просмотров: 2483

Структура сочинения-рассуждения части С

Часть С ЕГЭ по русскому языку по праву считается самым сложным заданием. Почему? Потому что в сочинении проверяется целый комплекс знаний и умений выпускника: умение анализировать текст, строить свою письменную речь, правильно аргументировать своё мнение, уместно использовать языковые средства, знать правила пунктуации и орфографии. Успешно выполненное задание С дает много баллов. Но не нужно отказываться от его написания, даже если учащийся не уверен в положительном результате: он ничего не потеряет, написав сочинение не совсем хорошо, но какое-то количество баллов в его арсенале прибавится. Тем более, при определенных усилиях можно вполне неплохо подготовиться к выполнению этого задания.

План сочинения

При подготовке к творческой работе нужно обязательно изучить критерии оценивания этого задания экзаменационной комиссией: выпускник будет знать, к чему готовиться. Кроме того, сама структура работы в каком-то роде будет зависеть от порядка оценивания. Именно такой подход предлагается педагогами для хорошего впечатления о работе членами комиссии. Причем, настоятельно рекомендуется применять в сочинении опорные слова-понятия, служащие объектами оценивания: проблема текста, позиция автора, аргументы, моё мнение и т. д.

В основе построения сочинения-рассуждения, или сочинения-эссе, будет лежать классическая схема: вступление, основная часть, заключение. Это то, что изучали выпускники на протяжении всего школьного периода.

Вступление ― это одно-два предложения, вводящих читателя в содержание работы. Именно в этой части выпускник должен сформулировать тему сочинения и проблему (или несколько проблем), поднимаемых автором в тексте.

Основная часть включает комментарий к проблеме, формулировку авторской позиции с доказательствами из текста и выражения своего личного мнения о проблеме с аргументацией.

Заключение станет резюмированием всего сказанного выше с изложением актуальности текста, путей решения проблем.

Подготовка к сочинению во многом заключается в обучении умению выпускника видеть тему и проблематику текста, понимать позицию автора, формулировать своё мнение и доказывать его несколькими аргументами.

Исходя из этого, внутренним наполнением плана сочинения будет следующая последовательность рассуждения: тема и проблема, комментирование проблемы, авторская позиция, собственное мнение, аргументы в защиту своего мнения, вывод.

О теме и проблеме текста

Слова, отдельные выражения помогут понять тему текста, которую учащийся должен сформулировать в начале работы.

Проблема же ― это всегда конфликт, противоречие между чем-либо или кем-либо, сложная жизненная ситуация. В данном тексте может подниматься одна проблема, очень ярко при этом проявляясь; либо ― несколько проблем (тогда речь пойдет о проблематике). Выпускник может акцентировать свое внимание на одной, наиболее важной для автора, проблеме, лишь упомянув о побочных.

Заметьте, что в публицистических текстах проблема выявляется легче, она часто прямо формулируется писателем (в таких случаях её можно даже процитировать). А в художественных текстах проблему нужно увидеть «между строк», опираясь на отдельные слова и выражения, полагаясь на способность анализировать и понимать незнакомые тексты.

Проблему выпускник может формулировать своими словами, цитировать автора или даже указать номера предложений, где очень ярко, точно или необычно такая проблема сформулирована автором. Формулировка проблемы может быть выражена вопросом или словосочетанием со структурой «слово проблема плюс существительное в родительном падеже». Например: 1) Становится ли русский язык богаче из-за появления заимствованных слов? 2) … проблема активного появления заимствованных слов…

Какие ошибки способствуют потере баллов в этой части? Учащиеся часто не видят, не понимают главную проблему в тексте либо акцентируют внимание на далеко не самую главную с позиции автора, не могут правильно сформулировать свою проблему, увлекаются пересказом текста или цитированием, отражают авторскую позицию, а не проблему, автором поднимаемую.

О комментировании проблемы

Комментировать проблему можно с двух сторон: 1) с точки зрения её актуальности и различного отношения общества к ней; 2) с опорой на текст и замысел автора.

Чего нельзя делать?

― Игнорировать эту часть.

― Комментировать только часть проблемы.

― Забывать самому сформулировать эту проблему.

― Допускать искажения фактов, изложенных в тексте.

― Цитировать текст или пересказывать взамен своего комментария.

О позиции автора

Автор поднимает в тексте какую-то проблему и он же выражает в нем свое отношение к этой проблеме. Эту позицию и должен увидеть и сформулировать выпускник. В публицистике автор прямо выражает свое мнение. В художественном тексте понять и доказать позицию автора призваны языковые средства, отдельные слова и выражения.

Нужно учитывать, что автор может занимать позицию по отношению к проблеме отрицательную (пессимизм, грусть, негодование, ирония, сарказм, гнев), положительную (радость, восхищение, оптимизм, одобрение) и даже нейтральную. Иногда авторская позиция неоднозначна, двойственна ― это особо сложный случай для понимания текста выпускником.

Каковы недостатки ученических работ в этой части? Непонимание позиции автора, замена позиции автора мнением героя текста, отсутствие формулировки позиции автора, отображения авторского мнения не по той проблеме, которую заявил выпускник.

О собственном мнении и аргументации

Важно обязательно сформулировать свое мнение о поднятой проблеме и выразить свое согласие/несогласие с мнением автора. И только потом представить не менее двух аргументов (доказательств), подтверждающих вашу точку зрения.

Какими могут быть аргументы? В этом учебном году приоритетными являются аргументы, созданные на основе литературных источников, что не исключает присутствия аргументации из личного жизненного опыта.

После формулировки своей позиции, выпускник может построить такие комбинации аргументов:

    Аргумент из литературы + аргумент из жизненного опыта;

    Аргумент из литературы + аргумент из литературы;

    Аргумент из жизненного опыта + аргумент из жизненного опыта.

Ниже всего оценивается третий вариант, когда учащийся не показывает знания литературного материала в свете поднимаемой проблемы.

При соблюдении выпускником подобной структуры сочинения он может надеяться на создание хорошей работы и получение высоких баллов.

Источник: Tutor4you.ru




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург