Список литературы на лето – как успеть прочитать ВСЁ?

Опубликовано: 30.09.2011
Просмотров: 2217

По традиции, в последний день учёбы Марья Ивановна пишет на доске список литературы на лето. Скромный такой. Всего пара километров названий. Школьники привычно вздыхают, копируют его в тетради и прикидывают, по сколько часов в день придётся читать. Студентам повезло ещё меньше – кроме художественной литературы, каждый преподаватель рекомендует пяток-другой учебников, без которых – ну никак! – не сдать экзамен…

Что будем делать?
Конечно, будем читать!  Но с умом, потому что всю эту кипу, высотой до потолка, одолеть нереально, даже владея техникой скорочтения. Разве что заперевшись дома на три солнечных месяца, прийти первого сентября бледным, невыспавшимся, в огромных роговых очках и с абсолютной «кучей-малой» в голове. Но дети стране нужны не только умные, но и весёлые, со здоровым румянцем. Поэтому давайте:


www.newschannel5.com1.    Отделим зерна от плевел и мух от варенья. В первую очередь, читаем классику.
То есть, если в списке стоят рядом фамилии Зюзькин, Пупкин, Толстой и Веников-Швабрин, давайте уважим Льва Николаевича! Во-первых, «Войну и Мир» и «Анну Каренину» обязан прочитать каждый культурный человек. Во-вторых, скорее всего, произведениям Толстого будет посвящено несколько уроков, семинаров, сочинений, а вы сами знаете, как стыдно дрожать под партой в надежде, что «не спросят».
Да и на экзамене, даже если вам страшно не повезёт с билетом, дополнительный вопрос обязательно будет по классикам.
- Эх, Потапов, Потапов… Лирических героев Зюзькина вы не знаете, стихов Пупкина не читали, о знаменитой переписке Веникова-Швабрина с Мочалкиной-Тряпкиной вперые слышите. Что с вами делать? Ну, назовите хоть имя возлюбленного Наташи Ростовой.
И тут наступает ваш звёздный час! И вы, наконец- то, уверенно отвечаете: «Штирлиц! То есть, этот… Андрей. Балконов».
Если у преподавателя хорошее настроение, то он расщедрится на «трояк».

2.    Слушаем аудиокниги.
Сама я ни разу ещё так не пробовала, но знающие люди говорят – отличная штука. Аудиокнигу вы можете слушать в метро и за рулём, дома и на улице, во время концерта в филармонии, в зоопарке и даже за завтраком, жуя бутерброд с сыром. Аудиокниги очень экономят время, да и слушать их одно удовольствие – для вас разыгрывают целый спектакль с музыкой, а огромная книжка умещается в полутора часах удовольствия. Помните, как раньше вы любили радиоспектакли и пластинки со сказками?

3.    Смотрим фильмы.
Вот это дело я люблю. Когда мы проходили Шекспира, то я, признаюсь, не прочла ни одной книжки. Зато посмотрела прекрасные экранизации: «Ромео и Джульетта», «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь», «Гамлет» и «Укрощение строптивой». Теперь уже можно признаться? Оценку назад не заберут?
Экзамен сдала хорошо, а как же иначе! При вопросе о том, какой нрав был у Катарины, сразу представлялась Элизабет Тейлор, бьющая горшки и ломающая двери, и ответ живописно всплывал сам собой. Бывает, что фильм настолько «зацепит», что после него берёшь-таки книжку, которую читать не хотел. Фильмы – хорошая «палочка-выручалочка», но иногда они сняты «по мотивам» и не полностью соответствуют содержанию. В них может быть сокращено количество героев, неправильно переведены фамилии – словом, на экзамене тоже можно сесть в лужу. Но не в очень глубокую.

4.    Читаем критику.
Да, нам её не задавали. Но сейчас в интернете есть великое множество полезнейшей критической литературы, которая поможет вам отлично ответить на экзамене без знания текста. Нескольких страниц хватит для того, чтобы вы узнали основные перипетии произведения, характеры героев, историю создания книги и биографию автора. Мало того, если вы героически прочитали книгу, то заглянуть в учебник или критическую статью будет не лишним – ведь иногда со страниц книг на нас смотрят большие такие фиги. Вроде, прочитал, но все фамилии перепутались в голове, а с 10-й по 46-ю страницу параллельно смотрел «Прожеторпэрисхилтон», а последние триста страниц перелистнул, потому что там «про войну, неинтересно».

5.    И последнее. Читаем краткие содержания.
Краткие содержания – вещь нужная, но только тому, для кого предел мечтаний – трояк с минусом и «пойти спать». То есть на одни краткие надеяться нельзя ни в коем случае!  Диалог с преподавателем на экзамене будет примерно следующим:
Студентка (читает с листка): «Умирает дворецкий. В доме царит переполох…»

- Постой. Отчего умирает дворецикий?

- Ооой… Я давно читала. Не помню.

- И всё-таки?

(Глаз студентки перископом скользит под парту, в шпаргалку. Выцепляет фразу «Упав с лошади…)

- Он упал с лошади!

- Кто??

- Дворецкий… («Упав с лошади, младший сын графа теряет память» - в ужасе дочитывает перископ).

Вообще, читать мне всегда нравилось. Главной проблемой было то, что заставляли читать совсем не то, что хочется. Помню постоянное чувство вины, когда на столе лежит «Лесная газета» Бианки, а ты тут, понимаешь, хохочешь над «Кондуитом и Швамбранией».  Сейчас понимаю, что некоторые книжки в школе нам давали слишком рано – потом мы доросли до них и прочитали без всяких списков, для удовольствия.

Бывает,что книжка «не идёт». На каждом слове спотыкаешься, и раздражает позиция автора, и просто скучно, до чёртиков. Не заставляйте себя читать насильно! А преподаватель… он видит, когда у человека есть что-то в голове. И чувствует все твои «краткие содержания» и единственную прочитанную до конца «Курочку Рябу». И, знаешь, вряд ли он поставит двойку, если ты честно скажешь, что Зюзькин «не твой автор» и перетянешь билет. На Пупкина.

Анна Глянченко




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург