Мой учитель

06 октября 2014
Категория: Это интересно

Учитель. Произнося это слово у каждого всплывают свои ассоциации, свои имена, свои истории. Но спросите кого-нибудь, а кто такой учитель и вы услышите чаще имена, реже - это человек, который учит.  Когда я получил задание от редактора, которое заключалось в том, чтобы рассказать об учителе, я  задумался. И было о чем.

Первое: о ком я буду писать? Второе: а это справедливо? Ведь учили меня многие учителя в школе, институте (да-да! Таки учителя в институте, об этом позже) и что же получается? Выделить одного  будет не правильно и не справедливо. Тогда возник вопрос: а кто такие учителя? Кто те люди, которые приходят каждый день на работу с большой сумкой, собирают тетради, задают вопросы и ставят отметки? Вот на этот вопрос я и попытаюсь ответить. Но я буду не один. Со мной будет Учитель.

Первая четверть.Немного истории.

 Учительство, как и врачевание - одна из самых древних профессий. Это знают все, но не многие знают, что не было в истории ни одного великого человека без Учителя.  У Гаргантюа - Панократ,  у Данте - Вергилий, у  Геракла учителей вообще было несколько: Хирон, Лин, Кастор и компания. Но это в литературе, возразите мне и будете… не правы. У Александра Македонского учителем был никто иной как Аристотель, у Короля Артура учителем был Мерлин, а Никита Моисеевич Зотов был учителем Петра Великого. Продолжать список можно до бесконечности. Возникает только вопрос: а что делали Учителя? Ну, учили, ответите мне вы, скорее всего и будете… не правы.

Вторая четверть.Учитель и ученик. 

Мы сидим друг перед  другом. Ученик не я, кстати, а моя жена. В прочем, это не мешает мне увидеть Учителя. Чай остывает в чашках, печенюшки лежат по вазам. Татьяна Эдуардовна Пермякова, веселая, мудрая, понимающая и острая, как лезвие бритвы. Где-то рядом бегает собака. Сама Татьяна Эдуардовна загорелая, она только что вернулась из поездки в Баку к своим ученикам.

-Для меня учитель не профессия, скорее призвание- начинает Татьяна Эдуардовна

Я задумываюсь, потому что призвание- это выбор не головой, а сердцем. Как можно просто взять и пойти на работу, где зарплата не высокая, мягко говоря? А как же хамское поколение учеников- «Вконтактиков», которые пытаются сакмоутвердиться, выкладывая в сеть видео, где они унижают учителей - тех, кто в силу закона не может ответить им так как надо бы. Как в лицее у Пушкина, розгами, например. Но вслух не произношу этого. Я понимаю, что с ней такие шутки не пройдут. Что можно острым словом поставить на место даже самого отмороженного, хотя до этого и не доходило. Она это умеет. Чувствую.

-Самое трудное… отдавать себя детям, как бы высокопарно это не звучало… Учителя не смогут изменить мир- не по силам. На эту тему нужно отдельно и много говорить…

Без иллюзий. Простые факты: в Японии самые высокооплачиваемые профессии: врачи и учителя. В Великобритании учителя на вес золота. У нас в стране это не так. Я связываю это только с тем, что авторитет учителей подорван. Подорван умышленно и безвозвратно. При этом от учителей требуют очень много того, что не относится к их работе.

-Простить можно все. Ученик, по сути, еще ребенок, поэтому простить,  понять,  принять его таким, какой он есть и работать с ним…

Внезапно. Татьяна Эдуардовна, как будто прочитала мои мысли и ответила на них. Интуиция? А ведь и правда. Понять и принять ученика, наверное, самое сложное. Как часто в обычной жизни мы принимаем людей такими, какие они есть? Да я вас умоляю. Хорошо, если мы не не пытаемся изменить своих жен, мужей, братьев и сестер. Но чаще именно так и происходит. А если таких в классе 30? И каждого принять, понять… А учитель один. Терпения не хватит. У меня. Розги!

- История - это важно.  Главное, как ее подать. Я чаще это делаю через призму себя самой, через свое детство, свое мироощущение. Своим примером, что ли…

Я допиваю чай, заедая печенюшкой. И понимаю, что она права. История - тот предмет, который нужно давать ученикам не как набор фактов, а именно, как истории людей. А может это однобоко? И так нельзя? Хотя… а кто мне дал право судить, как можно и как нельзя? Я не учитель, а ученик.

Третья четверть

Учителя в жизни людей должны быть знаковыми людьми. Повезло тем, у кого такие есть. Для них учителя из школы становятся Учителями в жизни. Но это единицы. Как правило, все отношения с учителями заканчиваются после выпускного, ну и на юбилеях иногда встречаются. Зачастую забывая о том, что сделал и что дал в той, школьной, молодости учитель. А чего хотел учитель, вкладываясь в ученика? Чтобы ученик мог быть Человеком. Патетично? Пожалуй, да.И, наверное, это призыв вспомнить своих учителей и просто прийти в школу. Так, на 5 минут.

Четвертая четверть

И вот у меня остаются вопросы. Вопросы живые, которые не дают покоя. Самый главные: почему нет смены? Почему так мало молодых учителей? Я понимаю, они боятся. Работа с коллективом - это не просто. Я понимаю, что платят мало денег, но ведь все течет и все меняется. Когда-нибудь когорта старых и сильных учителей поредеет окончательно, а смены нет. И я прекрасно понимаю тех молодых учительниц, которые приходят в школу, а потом уходят в декрет и не возвращаются. Или другая история: пришел молодой учитель, а ему дали класс, который не отличается примерным поведением. Ничего удивительного, что человек уйдет. И виноват даже не учитель. И не дети. Кто?
А где же родители в отношениях ученик - учитель? А он как бы есть, но их как бы нет. Как? А все просто. Основное занятие родителей? Правильно, зарабатывать. На школу, на тетрадки, на планшеты, на обеды и на прочее, прочее, прочее. Вот и получается, что на линейку не приходят родители, нет времени. А дети? Привыкли.


Мне кажется, я улавливаю тайное, скрытое знание. То, что знали и Петр, и Геракл. Права Татьяна Эдуардовна, мир меняют не учителя. Мир меняют дети. Но в условиях современного мира рождается вопрос: захотят ли сами дети,выходя из школ и институтов и находясь в рамках зарабатывания бабла, менять мир?

 Автор: Станислав Казаков

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск