Каталог специальностей
Область деятельности:
Профессия:

Режиссер-постановщик

Подходящие образовательные специальности: Режиссер

Ключевые предметы: Русски язык; Литература; Техника и технология телевизионного производства; Теория и практика сми; Теория и практика монтажа.

Стоимость обучения (средняя по России): 803000 рублей

Описание профессии:


Режиссер-постановщик

*стоимость обучения указана за 5 лет  специалитет на очном отделении.

 

Фр. régisseur, от лат. rego управляю.

 

Особенности профессии

Режиссер-постановщик – это творческий лидер проекта в кинематографе, на телевидении или в театре. Он отвечает за художественную составляющую произведения.
Под его руководством работают актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр. Литературной основой служит сценарий или пьеса, и режиссёр-постановщик далеко не всегда является их автором. Но в итоге именно он отвечает за то, что увидит зритель. С его именем будут связывать успех или провал проекта.

Режиссёр-постановщик может специализироваться на постановке игровых или документальных фильмов, театральных спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий.

Обычно режиссёра-постановщика называют просто режиссёром,  т.к. и без уточняющего «прицепа» ясно, что он отвечает за постановку. Это касается любого режиссёра-постановщика, независимо от специализации.
Опишем некоторые варианты этой профессии.

В театре режиссёр руководит творческим коллективом, занятым в постановке:  выбирает актёров, работает с ними над  ролями, вместе со звукорежиссёром и художником сцены продумывает оформление спектакля и пр.
При этом он подчиняется творческому руководителю театра (если сам не является таковым), и они совместно выбирают пьесы для постановки.

Организационные вопросы в процессе репетиций и во время представления ему помогает решать помощник режиссёра. Он взаимодействует с  техническими службами, актёрами, следит, чтобы во время спектакля всё происходило без заминок.

Цирковое искусство радикально отличается от театрального. Так же, как отличается от театральной цирковая труппа: цирковые артисты работают династиями, годами отрабатывают свои номера.  Они часто сопряжены с риском для жизни. Кроме того, труппа цирка – это не только люди, но и дрессированные животные.
Цирк работает для развлечения публики, и главная задача циркового режиссёра – сделать каждый номер как можно ярче и зрелищнее. Всё это вносит свою специфику в работу циркового режиссёра. Однако принципы его работы схожи с работой театрального режиссёра. Он продумывает интригу представления, работает с артистами, художником-постановщиком, инженерами-конструкторами, бутафорами, осветителями, звукорежиссёром и др. участниками циркового шоу.



Кино – это сложный производственный процесс. (Как и телевидение.)
У кинорежиссёра есть целая бригада помощников: второй режиссёр, режиссёр по работе с актёрами, помощник режиссёра (ассистент режиссёра, который ведёт хронометраж отснятого материала), консультанты и пр.  

Хотя как минимум двое из этой бригады и обозначаются словом «режиссёр», они выполняют другие задачи.
Например, второй режиссёр (в западном кино – First Assistant Director) помогает режиссёру-постановщику при разработке режиссёрского сценария, формулирует информацию для художников по гриму, по костюму, для ассистентов по актёрам  и пр., планирует съёмочный процесс. И следит, чтобы весь производственный процесс шёл без сбоев, чтобы каждый раз съёмочная площадка была готова к работе, актёры и костюмеры были на своих местах и т.д.
Это очень большой объём работы, и обычно у кинорежиссёра два вторых режиссёра.
Режиссёр по работе с актёрами (он же ассистент по актёрам, директор по кастингу) ищет подходящих исполнителей на роли, организует их фото- и кинопробы.

Главное организационное бремя при создании фильма несут продюсеры, которые занимаются вопросами бюджета, дистрибуции и т.д. Продюсер фильма отвечает и за привлечение ключевых участников процесса, в том числе режиссёра, если, конечно, тот сам не является инициатором постановки.
И продюсеры, и режиссёр подчиняются руководству киностудии.

Работа режиссёра над фильмом начинается со сценария. Он может взять готовый сценарий, а может написать его сам или в соавторстве с профессиональным сценаристом. Он может взять за основу готовое литературное произведение или совершенно свежий сюжет.

Даже если кинорежиссёр ставит фильм на готовый сценарий, он его дорабатывает по-своему: посекундно и покадрово расписывает план съёмки каждой сцены. В результате получается режиссёрский сценарий.

Он обязательно изучает материалы, связанные с темой фильма, обращается к специалистам, которые могут его проконсультировать в каких-то вопросах. Участвует в составлении сметы, вместе с продюсером и вторым режиссёром намечает план работы. Вместе с художником-постановщиком, главным кинооператором, звукорежиссёром обсуждает художественную концепцию фильма и его оформление, утверждает эскизы, разработки, декорации и пр.  Вместе с композитором и звукорежиссёром намечает экспликацию звука (график-схему). Отбирает актёров (с помощью ассистента по кастингу), работает с каждым из них над ролью, проводит репетицию сцен и т.д. Руководит съёмками. Когда съёмочный процесс завершён, отбирает нужные дубли, руководит процессом монтажа и озвучания.  


Некоторые режиссёры успешно совмещают работу в театре и кино.
Например, художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров стал известен еще в 1960-е годы как театральный режиссёр. Возглавив театр в 1973 г. (в то время – Московский театр им. Ленинского Комсомола), он очень быстро вывел его в разряд самых популярных в Москве.
Каждый спектакль Захарова – событие театральной жизни столицы: «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Варвар и еретик», легендарный «Юнона и Авось» и множество других.
В то же время, он автор замечательных фильмов, любимых миллионами: «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона».


Рабочее место

Режиссёр-постановщик может работать в кино, на телевидении,  в театре, цирке и пр. – в зависимости от специализации. Хотя некоторые режиссёры с успехом реализуют себя в разных областях.

 

Оплата труда

Диапазон зарплат на 28.11.2017

Россия 30000—35000 руб.


Важные качества

Профессия режиссёра-постановщика предполагает артистизм, образное мышление, хороший интеллект, широкий кругозор, воображение, самодисциплину, высокую трудоспособность и лидерские качества.
И ещё одно важное качество – чувство современности. Режиссёр должен чувствовать, насколько актуальна та или иная тема, идея в современном мире.

Знания и навыки

Режиссёр должен владеть теорией и практикой режиссуры, актерского мастерства,
основами сценического и музыкального оформления, операторского искусства, понимать законы драматургии.
Очень важны познания в области истории литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Необходимо знание классических и современных  произведений драматургии, кинематографа.  
Желательно знание иностранных языков.

Где учат

Драматический и музыкальный театр

•    Российский университет театрального искусства – ГИТИС
Режиссерский факультет
Кафедра режиссуры драмы

•    Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов
Факультет искусств
Специальность «Режиссура театра»

•    Театральном институте им. Б. Щукина
Режиссёрский факультет
Специальность «Режиссура театра»

И др. вузы театрального искусства.

Цирк, шоу-программы

•    Российский университет театрального искусства – ГИТИС
Режиссерский факультет
Кафедра режиссуры цирка
Специальность «Режиссура цирка»

•    Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ)
Театрально-режиссерский факультет.
Специальность «Режиссура театра».
Специализация «Режиссура эстрады».

Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Специализации: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и  «Режиссура шоу-программ».

•    Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Направление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»


Кино и телевидение

•    Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК)
Режиссерский факультет
Специальности: «Режиссура игрового кино», «Режиссура неигрового кино», «Режиссура анимационного фильма».

•    Высшие курсы кино и телевидения ВГИК
Профессии: «Кинорежиссура», «Режиссура неигрового кино- и телефильма».

•    Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР)
Факультет режиссуры ТВ и мультимедиа.





Автор: Рина Цветкова
Источник: ПрофГид


Вас могут заинтересовать:

Другие профессии в категории  "Искусство (музыка, театр, кино, изобразительное искусство)"

Вузы Екатеринбурга

Ссузы Екатеринбурга

Работа в Екатеринбурге

Курсы  "Актерского мастерства" в Екатеринбурге


Я ищу:
Район:
   Нет результатов
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург