Популярные учебные заведения
Каталог специальностей
Область деятельности:
Профессия:

Гитарный мастер

Подходящие образовательные специальности:

Ключевые предметы:

Стоимость обучения (средняя по России): 0 рублей

Описание профессии:


Гитарный мастер

Гитарный мастер  это узкая специализация внутри профессии «мастер щипковых музыкальных инструментов». К щипковым инструментам помимо гитар относятся и гусли, и арфы, и балалайки, домры и т.п.  Поэтому мастера по изготовлению этих инструментов являются коллегами  гитарного мастера.
Ещё одна родственная специальность – скрипичный мастер  специалист по изготовлению и ремонту смычковых музыкальных инструментов (скрипок, альтов, виолончелей).

Особенности профессии

Создание гитары может быть серийным или эксклюзивным.
Даже при серийном производстве практически все технологические операции производятся вручную. Но там каждый участник процесса отвечает только за свою часть работы: кто-то сушит древесину, кто-то склеивает корпус, кто-то готовит гриф, кто-то красит и лакирует, соединяет детали, натягивает струны, настраивает.

Под словами «гитарный мастер», мы всё-таки подразумеваем такого человека, который создаёт гитару полностью – от выбора и раскроя древесины до настройки.
Профессия гитарного мастера находится на стыке технологии и искусства. Она не терпит формального отношения к работе.  

Многие музыканты предпочитают играть на гитарах, сделанных частными мастерами. В том числе, на инструментах, сделанных на заказ. Работая над инструментом, мастер учитывает пожелания музыканта, его манеру игры. В результате гитара получается не только звучная и красивая, но и удобная для рук конкретного музыканта.

Создание гитары

Работая над акустической гитарой, мастер тщательно выбирает древесину, материалы, струны и другие детали для будущей гитары, добиваясь наилучшего звучания.
Гитары делают из разных пород дерева: ясеня, липы, клёна, палисандра, красного дерева, ореха, ольхи, сосны и т.д.
От качества древесины зависит очень многое: хорошо ли будет звучать инструмент, не «поведет» ли гриф со временем, не треснет ли дека.
При этом, если, скажем из какого-то ясеня удалось сделать замечательную гитару, это ещё не значит, что и другие гитары из того же дерева получатся такими же хорошими.
И дело не в том, что разные куски дерева как-то по-разному просушены. На акустические свойства влияют очень многие мелочи: извивы в направлении волокон, их плотность и пр.

Поэтому мастер проводит очень тщательный отбор каждой деревянной заготовки.


Помимо качества спила, структуры древесины, имеет значение и качество сушки.
Многие мастера предпочитают естественную сушку, хотя она и занимает больше времени, чем искусственная, которую проводят в специальных камерах.
Они объясняют это тем, что естественная сушка лучше сохраняет структуру пор и волокон древесины, от которых зависят резонансные характеристики материала.
Впрочем, некоторые специалисты с таким утверждением не согласны. По их мнению, и искусственная сушка даёт хорошие результаты, если проводить её грамотно.
Иными словами, у каждого гитарного мастера – свои предпочтения.

На современном рынке есть фирмы, которые специализируются на изготовлении заготовок для гитар, на поставках выдержанной (просушенной должным образом) древесины.  И всё же некоторые мастера стараются работать с древесиной, которую заготовили сами.

Также у каждого мастера есть свои излюбленные формы, варианты дизайна, технологии сборки. Всё это определяет его неповторимый стиль.

Мастер добивается не только хорошего звука, но и притягательного внешнего вида инструмента.
Всё в гитаре – от формы до лака – должно работать не только на акустику, но и на то, чтобы её хотелось взять в руки.


Поэтому мастера применяют различные декоративные техники. Например, инкрустацию.

Когда гитара сделана, мастер натягивает струны и настраивает их звучание.
Таким образом, гитарного мастера можно по праву назвать мастером-универсалом.

  
    Мастер Феликс Михайлович Миренский.
Коллеги называют его патриархом, и это, похоже, не шутка.
 

 



Гитары отличаются друг от друга по способу усиления звука. У акустической гитары роль акустического резонатора играет корпус.
У электрогитары – электрический звукосниматель.

У электрической гитары корпус плоский, и качество звучания зависит не только от свойств корпуса и грифа, но и от качества электрического звукоснимателя и усилителя звука.  
Поэтому мастер по электрогитарам должен разбираться и в этих вопросах.

Часто мастера специализируются на чем-то одном – либо на акустических, либо на электрических гитарах.
Но даже в рамках одного направления есть множество разновидностей гитар.
Например, если акустическую гитару дополнить электрическим звукоснимателем, она будет называться полуакустической. А если в корпус акустической гитары встраивают металлические резонаторы, её называют резонаторной.

Также гитары делятся по конструкции корпуса, устройству грифа, отсутствию или наличию ладов, по диапазону (обычная, бас, тенор), по музыкальному жанру (классическая, джаз, фламенко и др.), числу струн (4 ,6, 7, 12 и т.д.) и пр.

Ремонт и доработка гитары

Гитарный мастер занимается не только созданием новых инструментов. Он их ремонтирует, реставрирует, он может довести до ума гитару серийного производства. Доработку, модернизацию называют также тюнингом.
Ремонт гитары или её тюнинг  требуют не меньшего мастерства, чем создание инструмента с нуля.

Из истории

 
    Лес Пол (Les Paul) американский гитарист-виртуоз,
новатор в области звукозаписи,
один из изобретателей электрогитары.
Ему принадлежит идея делать её цельнокорпусной.
 

У гитары очень древняя история. В эпоху Средневековья центром её развития была Испания, которая унаследовала гитару от древнего Рима (латинская гитара), и куда свой вариант гитары принесли арабские завоеватели (мавританская гитара). В XV веке у неё появились пять сдвоенных струн. Этот вариант стал называться испанской гитарой. Но со временем она превратилась в более привычную нам шестиструнку.

В России гитара появилась лишь в конце XVII веке, благодаря приехавшим из Италии музыкантам.
Здесь в конце XVIII – начале XIX века стала очень популярна так называемая русская гитара – семиструнный вариант испанской гитары. Её изобрёл виртуоз-гитарист Андрей Сихра, который написал для своего нового инструмента тысячу с лишним произведений.

Классическая гитара появилась в конце XIX века. Её создатель – испанский гитарный мастер Антонио Торрес. Он придал гитаре современные форму и размер.


Рабочее место

Мастер по изготовлению и ремонту гитар может работать в мастерской музыкальных инструментов. Кроме того, он может открыть свою собственную гитарную мастерскую.  

Важные качества

Профессия гитарного мастера предполагает желание и умение работать руками, способность к долгому кропотливому труду.
Неслучайно мастера обычно сами владеют игрой на гитаре. Очень важно, чтобы мастер обладал музыкальным слухом, но чтобы он мог оценить качество звучания и удобство использования инструмента.
Также необходима склонность к постоянному обучению, постоянному наращиванию своего технического арсенала.
Препятствиями к освоению этой профессии могут стать болезни опорно-двигательного аппарата, плохая координация движений (особенно на уровне мелкой моторики), сильные нарушения слуха и зрения (если их нельзя компенсировать очками или слуховым аппаратом).

Знания и навыки  

Мастер должен владеть навыками столярного дела, технологиями изготовления, модернизации и ремонта гитар, знать особенности материалов, владеть техникой настройки инструмента.
Необходимы навыки оценки качества древесины.

Где учат

Часто в эту профессию приводит игра на гитаре. Начинается с того, что гитарист пытается сделать гитару для себя, это перерастает в настоящее увлечение, а затем – и в профессию.
Профессионально освоить столярное дело можно в колледже.
Но всё это можно рассматривать лишь как предварительный этап профессиональной подготовки.
Продолжить обучение можно у наставников, работая в мастерской под их руководством.

Специальное образование можно получить при некоторых производственных  комбинатах музыкальных инструментов.
Например, при Московском производственным комбинате музыкальных инструментов Фонда им. П.И. Чайковского.
Там можно освоить специальности «Мастер по щипковым музыкальным инструментам»,
«Специалист по добыче резонансной ели».
Причем обе специальности необходимы для успешной работы гитарного мастера.


Автор: Рина Цветкова
Источник: ПрофГид


Я ищу:
Район:
   Нет результатов
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург