Иван Охлобыстин окропил кровью русский национальный бунт

Опубликовано: 23.11.2012
Просмотров: 753

Современный кинематограф уже давно выработал тенденцию на «свежевание» привычных и неоднократно отполированных искусством мотивов. В новом фильме 23-летнего режиссера Егора Баранова под названием «Соловей-разбойник», пресс-показ которого состоялся в "Титаник-Синема" 12 ноября, излюбленный злодей устного народного творчества втискивается в узкий пиджачок клерка и становится совершенно лишенным разумения и гуманности маньяком с двумя позолоченными маузерами. Главную роль играет «первый юродивый» российского кинематографа и временно запрещенный в служении священник РПЦ Иван Охлобыстин, он же является автором рождавшегося в муках сценария.

По словам самого господина Охлобыстина, написанный им сценарий беспроигрышен, поскольку полностью соответствует российским реалиям и даже обладает некоторыми провиденциальными особенностями: например, в 2004 году, когда зарождалась идея проекта, еще не было и речи о том, чтобы выводить казино за пределы Москвы, а к моменту создания фильма это стало вполне употребительной практикой и прекрасно вписалось в готовую картину.

solovei razboinik2Фабула довольно проста: типичный обитатель бетонных коробок, заместитель директора крупной фирмы Севастьян Григорьевич Соловьев (Иван Охлобыстин) в соавторстве с главным бухгалтером компании Александром «Дебетом» Володарским (Евгений Стычкин) во гневе своем жестоко убивает собственного начальника и становится на тропу войны с общественными пороками. Постепенно банда прирастает новыми разномастными членами, в нее вливаются кузнец Игнатий, который никогда не расстается с огромным череполомательным молотом (Сергей Бадюк), оперная певица Изабелла Юрьевна Папаяни (Оксана Фандера), секретный агент спецслужб с кодовым именем Н7 (Игорь Жижикин) и одухотворенная шавка Зиночка. От возмездия грозная шайка скрывается в одной из глухих деревень Подмосковья, где и люди проще, и воздух чище. На фоне коррумпированных представителей власти и продажных силовиков банда Соловья-разбойника выглядит вполне умилительно, реки крови, которые она проливает, воспринимаются как живительная влага на души изможденного народа, а сам Севастьян Григорьевич очень скоро снискивает славу русского Робин Гуда, становится провинциальным героем, примером для деток и гвоздем программы на клубных капустниках.

solovei razboinik3Сложно разобраться, как обилие насилия и доведенное до нелепости количество красного могут сочетаться с ортодоксальной религиозностью создателя сценария. Сам Иван Охлобыстин утверждает, что разбойник – это персонаж вполне библейский, и напоминает, что именно разбойнику Раху, распятому на соседнем с Иисусом кресте, было обещано место в раю. На первый взгляд – аргументировано, а на второй больше напоминает передергивание смысла Священного писания: Рах был возлюблен сыном божиим за то, что раскаялся в своих грехах, а не за сами грехи; а вот Соловей-разбойник вымаливать прощение не собирается, четко следует кровавому курсу и поклоняется лишь одному богу – Насилию. К вопросу спасения душ отсылает только образ рок-н-ролльной монашки Устинии, настоятельницы женского монастыря (Мария Голубкина), однако и она без внутренних терзаний уезжает очищаться на Валдай в новенькой иномарке в то время, как Соловей со своей кодлой взрывает роту молодых солдатиков, которые к порочности системы имеют самое опосредованное отношение. Впрочем, создатели фильма и простой деревенский народ испытывают такую очевидную любовь к Соловью-разбойнику, что даже удивительно, что в конце фильма его не канонизируют.

solovei razboinik4Борьба с системой – смысл любого беспощадного русского бунта. Бунт Соловья-разбойника оказывается столь же беспощадным, сколь и бессмысленным – и, видимо, в этом и заключается главная мысль фильма. Авторы в очередной раз делают попытку вывести формулу русского человека – драчуна и крикуна во имя недостижимых целей. Система всегда оказывается сильнее бравых одиночек, поскольку имеет четкую структуру и руководствуется не только сугубо эмоциональным стремлением к абсолютному добру, но и здравым смыслом. Система понимает, что Абсолютов не существует в принципе и поэтому, в конечном счете, побеждает: вместе с бедными, ни в чем не повинными солдатиками, в адском пламени сгорают члены шайки, и только ее прекрасная четвертинка в лице оперной дивы оказывается спасена.

В фильме чувствуется натужное стремление следовать традициям, заложенным в кинематографе знаменитыми хулиганами Квентином Тарантино и Гаем Ричи – отдельные приемы скопированы без особой критичности. Впрочем, авторы этого и не скрывают; не признают только, что то, что уместно в «Большом куше», нелепо смотрится в отечественной картине о русской душе. Тем не менее, поклонники самого Ивана Охлобыстина после просмотра фильма останутся довольны: картина буквально нашпигована фирменными актерскими фразизмами и недоафоризмами. Харизматичность каждого актера из шайки подкупает, поэтому фильм все-таки стоит посмотреть, но уж точно не стоит принимать его всерьез.

Екатерина Смирнова

Эту и другие интересные рецензии читайте на www.apelcin.ru




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург