Снова двойка? Оценка - субъективная вещь

Опубликовано: 11.12.2006
Просмотров: 1657
Что делать, если сын принес в дневнике "двойку"? Как на это реагировать родителям: ругать, наказывать, лишать чего-то или выяснить, в чем причина неудачи? Об этом с директором Института возрастной физиологии РАО академиком Марьяной Безруких беседует обозреватель Наталья Иванова-Гладильщикова.

Марьяна Безруких: Оценка - весьма субъективная вещь. Ребенок может все знать, но плохо себя вести (и поэтому заработать плохую оценку). Или: учитель считает, что ребенок может ответить лучше, и занижает ему балл. Бывает и так: у школьника стойкая репутация троечника, и на большее он рассчитывать не может
Кроме того, есть медлительные дети. Они не могут с ходу ответить на вопрос. Это особенность организации их деятельности. А учитель может поставить ему "2" или "3", считая, что он не знает урока. Но при этом ребенок может быть способным и знать предмет. Или: часто ребенок резко ухудшает свои учебные показатели перед болезнью. А когда приходит после болезни, узнает, что у него завтра и послезавтра - контрольные (а он проболел две недели). Учитель не всегда считается с этим.

Учитель должен понимать и то, что плохая оценка может нанести тяжелую психологическую травму: ведь в начальной школе одноклассники относятся к ребенку так же, как учитель. А отношение учителя выражается в его оценках. Я знаю случаи, когда дети говорили: я не буду с ним водиться - он Марию Ивановну все время огорчает! Не случайно в первом полугодии 1-го класса учитель не имеет права ставить оценки. Но ему очень сложно от этого отказаться, иногда он использует заменители в виде значков, звездочек. Но для ребенка это все равно оценка. И дети очень быстро понимают, что "красивый цветочек" - это хорошая оценка, а "зеленая лягушка" - плохая.

в: Отметка - это самый простой способ оценивания?

о: Да. Ведь если ее не ставить, нужно объяснять, что ребенок не понял, что не получилось. А так учитель оценивает ребенка в целом. Представьте себе ситуацию, когда вам каждый день ставят "тройки". К сожалению, плохие оценки бывают той последней каплей, которая толкает детей к суициду. Поэтому учителю стоит помнить, что плохая отметка - достаточно серьезная вещь. И не стоит злоупотреблять ею.

в: Что лучше ставить - "3" с плюсом или "4" с минусом?

о: Однозначно "4" с минусом. Это дает ребенку шанс, особенно тому, кто все время получал "тройки". Ведь если вы ему поставите "3" с плюсом, это все равно "3". А если он получит "4" - значит, он чего-то добился. Ребенку нужно давать шанс, если вы видите, что он старается. Мотив любой деятельности - это стремление к удаче.

в: Как ведет себя среднестатистический учитель, примерно понятно. Но как вести себя родителям, когда их сын принес из школы "двойку" (или "тройку")?

о: Не стоит делать из этого трагедию и считать это крахом родительских стараний. Нужно обязательно поговорить с ребенком. Часто он склонен себя оправдывать: все получили "тройку", и я получил. Если он говорит, что ему было непонятно, он не сумел собраться, не успел, ему нужно помочь (а не ругать).

в: Как, например, помочь медлительному ребенку?

о: Стоит пойти к учителю и вместе с ним разобраться в проблеме: сын готов ответить, но в том случае, если ему дадут письменное задание. Медлительный ребенок почти никогда не может собраться и ответить у доски или с места (это нужно делать быстро). Кроме того, часто бывает, что дети, которые отвечают с места, не могут быстро включиться в работу и получают за это неудовлетворительные оценки.

в: Есть родители, которые жестоко наказывают ребенка за плохие оценки...

о: Да. И это самая порочная реакция. Какое-то время из страха ребенок может учиться. Но страх рождает высокую тревожность. И ребенок, который боится получить плохую оценку, может учиться плохо потому, что страх сковывает его. Чаще всего родители ругают ребенка, кричат, угрожают чем-то, лишают самого любимого. Это неэффективный путь. Вы ссоритесь с ребенком, а значит, он имеет право на вас обидеться. А обида заслоняет чувство вины, дает оправдание. Ремень - это исключительный вариант. Этого делать нельзя никогда. Хотя многие родители говорят: меня пороли, но я же вырос. Исследования психологов показывают, что взрослые, которых били в детстве, потом бьют своих детей. Человек ожесточается, когда его наказывают таким образом. Существует связь между психическим здоровьем взрослого человека и его детскими переживаниями. Если ребенок боится своих родителей, не может им довериться, то почему он будет доверять чужим людям? Как правило, у таких детей заниженная самооценка, у них трудности в общении и со сверстниками, и со взрослыми. При этом, родители должны понимать, что годам к 10-11 жестокость, которую они направляли на ребенка, может рикошетом вернуться к ним. Лет до 10 ребенок полностью зависит от взрослых. Он еще не понимает, что на самом деле взрослому нужны его успех и удача. Когда он становится подростком, у него появляются другие ценности, авторитет родителей не довлеет над ним (важнее взаимодействие со сверстниками, их мнение), и тогда его может затянуть любая компания, в которой он способен стать лидером. А охоту к школе ему уже отбили, потому что ставили плохие оценки и ругали за них. Человек, который не чувствует удачи, не может стремиться к ней.

Опять "двойка"? Ничего страшного!

Марина Аромштам

Школьные отметки появились во времена царствования Николая Первого. Он и ввел в рос­сийских гимназиях в начале ХIХ века пятибалльную отметочную систему вместе с обязательной для всех гимназистов формой - исключительно для укрепления дисциплины. И вся демократическая общественность России этим обстоятельством была возмущена, усмотрев в николаевских реформах серьезную угрозу живому духу обучения.

Несмотря на то что отметочная система считалась крайне несовершенной и в 20-е годы с крушением старой российской гимназической системы от нее отказались, советская школа 30-х годов к ней вернулась - именно в силу ее подчеркнуто дисциплинарного характера и простоты.

Сколько ни призывали педа­гоги перестроечной эпохи к отказу от "двоек" и "пятерок", к разработке более гибкой и гуманной шкалы оценивания успехов детей, все безуспешно: натолкнулись на стену непонимания как со стороны чиновников, так и со стороны родителей. Отметка - всего лишь формальный и чрезвычайно негибкий показатель. Как иной раз хочется поставить за работу не просто 3, а 3,9 или 4,5. Поэтому разговоры об успехах в учебе не должны были бы ограничиваться формальными результатами. Важны ведь еще и ка­чество знаний, и затраченные на выполнение задания усилия, и интерес к предмету.

Кстати, для того чтобы быть отличником в на­чальных классах, кроме природной сообразительности надо обладать еще и рядом специфических качеств. Старательной девочке с красивым почерком, которая смотрит учительнице в рот, понимает, что от нее ждут, и готова с удовольствием выпол­нять все требования, гораздо легче стать хорошей ученицей в первом классе, чем завод­ному мальчишке, который ненавидит писать. Его голова забита роботами, конструкторами и футболом, по сравнению с которыми правила русской ор­фографии кажутся досадным отвлечением от истинной жизни. Возможно, в старших классах, где на первый план выходит не старательность, а интеллектуальные возможности детей, ситуация изменится. Случается, что средний по формальным показателям ученик вдруг проявляет исключительный интерес к определенному предмету, по окончании школы поступает в МГУ и становится ученым.

Подводя итоги, скажем: отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются для вас сигналом о состоянии учебы, но не приговором относительно дальнейшей судьбы вашего сына или дочери. Иногда для сохранения хороших отношений в семье не­ устраивающую вас оценку лучше проигнорировать, иногда она должна выз­вать сочувствие, а иногда ей можно... даже обрадоваться!
Помогите маленькому школьнику реализоваться в том, что у него хорошо получается. Лучший способ - это сделать предметом своей заботы развитие ребенка, его интересы, внутренние коллизии, чтение. Помогать в учебе нужно, но не агрессивно.

Людмила Путина: "У ученика должно быть право на оценку"

"И еще мне Катя и Маша рассказали о том, что, когда они учились в школе, всем ученикам очень хотелось, чтобы они тоже были включены в процесс обучения и чтобы их тоже спрашивали: как удобно учиться, а как неудобно, что усваивается легко и что тяжело. А у нас в школе часто никого не интересует, успел ученик - не успел, усвоил - не усвоил. Понимаете? Мы говорим: школа равных возможностей. На самом деле - школа равных требований. Не успел - двойка, успел - пятерка.
Третий момент - мои дочери назвали его "очень важным" - изменение системы оценок. То, о чем мы, взрослые, все время говорим, но пока не делаем. Для них важно было бы, чтобы из оценочной системы "учитель - ученик" был убран личностный фактор, чтобы была объективность, чтобы у ученика тоже были права на оценку такие же, как у учителя. Чтобы были какие-то критерии, правила, при которых ученик может оспорить оценку. Не просто подойти: а зачем вы мне двойку поставили? А оспорить эту оценку на каких-то основаниях. Надо убрать вот этот личностный фактор "приязни - неприязни". Вообще много что еще надо сделать..."



Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург