«Если праздники учреждают, значит кому-то это нужно…»

Опубликовано: 09.11.2010
Просмотров: 701

Под таким названием в минувший вторник – 2 ноября в Музее истории Екатеринбурга состоялся круглый стол, посвященный празднику дня народного единства – 4 ноября. Приглашенные гости – историки, социологи, политологи и эксперты в области городской культуры посвятили этот вечер обсуждению того, какое место новая красная дата занимает в символическом пространстве Екатеринбурга и России.

 

 

Все знают, что появившийся несколько лет назад праздник заменил в календаре другое, не менее памятное число – 7 ноября, день социалистической революции, благодаря которой появилось то государство, в котором родилась большая часть наших читателей. Кому же было нужно заменить старый и многими любимый «красный день календаря» на новый, хотя, формально, отсылающий к более давним событиям?

 

«Если что-то произошло, ищи кому это выгодно…»

Логично, что рокировка праздников была очень привлекательной идеей для тех, кому в настоящем или в прошлом успели насолить коммунисты. Инициатива внесения в трудовой кодекс поправок с добавлением нового праздничного дня шла от депутатов государственной думы. Практически мгновенно её поддержала Русская Православная Церковь, поскольку на это время приходиться ещё и религиозный праздник казанской иконы божьей матери, который уже успел побыть общегосударственным с XVII века по 1917 год. Характерно, что КПРФ была единственной парламентской силой, которая выступила категорически против перемещения дат. Все остальные не возражали против уничтожения и обесценивания события, которое на протяжении почти целого столетия было одним из символов советского величия. Хотя, конечно, нельзя оценивать это лишь как мелкую месть коммунистам, которые даже после крушения СССР еще долго были силой, с которой приходилось считаться.

 

Что празднуем-то?

Символическое значение нового-старого праздника до сих пор многим россиянам не совсем понятно. Вышедший в 2007 году фильм 1612, отсылающий к событиям русской смуты начала XVII века особой ясности не внес. Датировка событий освобождения Москвы от польских интервентов благодаря экспериментам с государственным календарем неизбежно сместилась (ещё один привет большевикам). Многим не понравилась идея позиционирования праздника, как дня борьбы – кто с кем боролся? Русские с поляками? Православные с католиками? А мусульмане? А казаки? А было ли вообще ополчение реальной военной силой?

Возвращаясь к теме вечернего заседания в Музее истории Екатеринбурга, скажем, что примерно такой спектр вопросов в основном и волновал собравшихся. Несомненно, подобная рефлексия, затрагивающая краеугольные вопросы российской истории, очень важная для нашего общества, уже который год ищущего новую национальную идею. Подобные обсуждения, касающиеся истории страны и города будут продолжаться и впредь. И каждый должен для себя решить, что и когда он празднует.

 

 

С. Курильченко

 

 

 




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург