Российские школьники перечитали сверстников

Опубликовано: 04.12.2007
Просмотров: 829
Международная ассоциация оценки школьной успеваемости опубликовала результаты очередного исследования по качеству чтения и уровню понимания текста среди десятилетних школьников из 45 регионов мира. Самыми грамотными были признаны российские дети.
Международная ассоциация оценки школьной успеваемости проводит исследование качества чтения и уровня понимания текста среди учащихся из разных стран с 2001 года, раз в пять лет. Цель подобного исследования заключается не только в сравнении уровней грамотности школьников разных стран, но также в поиске путей совершенствования процесса обучения чтению и повышения грамотности, в анализе разных систем образования и выявлении положительного опыта.
Само исследование проводилось Центром международных исследований Бостонского колледжа, штат Массачусетс, при поддержке органов образования соответствующих стран мира в 45 регионах. Специалисты проверили умение 215 тысяч учащихся младших классов грамотно читать, понимать прочитанное и использовать полученную информацию.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения интереса к книге как таковой, дети предпочитают проводить время за компьютером. И особенно эта тенденция заметна в развитых странах. Например, Швеция, которая в 2001 году занимала 1-е место, съехала на 10-е, Англия и Шотландия - с 3-го на 19-е и с 14-го на 26-е места соответственно. США в рейтинге оказались недалеко от Англии - на 18-м месте.
Более 37% опрошенных школьников сообщили, что проводят в день за компьютером не менее трех часов. В то же время лишь 32% детей читают каждый день программную литературу и 40% детей читают развлекательную литературу. Авторы исследования подчеркивают, что в тех странах, где родители принимают активное участие в жизни детей, сами любят книги и читают детям, уровень грамотности гораздо выше. И последнее исследование показало, что таких семей стало больше по сравнению с 2001 годом. Кроме того, в рамках исследования было обнаружено, что девочки в среднем читают гораздо лучше мальчиков, но при этом лишь половине школьников действительно нравится читать.
Ректор института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский считает, что результаты исследования демонстрируют "серьезный прорыв младшей школы в России": "Причина в том, что она постепенно ушла от практики тупого запоминания и повторения - еще недавно учителя в основном считали, сколько слов в минуту может прочесть ученик. Теперь упор сделан на развивающие программы - детей массово стали учить пониманию и интерпретации текстов, умению находить информацию, делать выводы".
Между тем, по мнению эксперта, показатели младшей школы делают более выпуклым ее отрыв от старшей. "Сегодня она превратилась в завод по подготовке абитуриентов, ставка делается на запоминание огромных объемов информации, необходимых для поступления в вуз. Вместо этого старшей школе следовало бы подхватить начинания младшей - развивать подростковые компетенции, в первую очередь социальные и правовые".
И еще одно замечание педагогов: пусть Россия и вышла на первое место по грамотности школьников, учителя признают, что внутри страны школьники стали читать значительно меньше своих предшественников. Телевидение, DVD, Интернет - у школьников появилось больше источников информации. И черпать ее только из книг становится все менее интересно, если, конечно, в семье не культивируется чтение.



Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург