Объявлены высшие учебные заведения - победители второго конкурса инновационных образовательных программ.

Опубликовано: 07.03.2007
Просмотров: 805
Объявлены высшие учебные заведения - победители второго конкурса инновационных образовательных программ.

В конкурсе мог принять участие любой вуз, представляющий свою инновационную образовательную программу на 2 ближайших года. Общий объем средств из федерального бюджета составляет 20 миллиардов рублей в 2007-2008 годах. Причем отчитываться приходится за каждую потраченную копейку. Контроль тоталитарный, жестокий и жесткий.
Всего было подано 267 заявок из всех федеральных округов: 251 - от государственных и 16 - от негосударственных вузов. В финал вышел 71 вуз, победителями стали сорок. По словам министра Фурсенко, эта победа - знак качества вуза.
Как потратить миллиард
Наталья Решетникова, Новосибирск
Новосибирский государственный университет (НГУ) и государственный технический университет (НГТУ) заняли первые места и получат наибольшее финансирование.
Новосибирский госуниверситет по размеру гранта и вовсе стал рекордсменом: большей суммы в этом году не заявил ни один вуз. Корреспондент "РГ" узнал у ректора НГУ Николая Диканского, в чем секрет нынешнего успеха.
РГ - Сколько конкурсных баллов набрал госуниверситет, чтобы занять лидирующие позиции?
Диканский - Члены конкурсной комиссии отдали нашей заявке 26 баллов. Это второе итоговое место, у первого - 27, тогда как "проходными" для победителей были пятнадцать баллов.
Мы оценили свой проект в 930 миллионов, а НГТУ в шестьсот миллионов рублей. В результате конкурса эти деньги и получим.
РГ - В прошлом году аналогичный конкурс не принес победы новосибирским вузам. Над какими ошибками пришлось поработать?
Диканский - Это был для нас серьезный урок. Поняли, что готовиться надо более тщательно. Цель программы классического университета - комплексная подготовка специалистов. Поэтому инновации затрагивают все подразделения вуза - и образовательные, и научные. Правда, мы немног о сместили акценты.
РГ - И на чем вы их сделали?
Диканский - На комплексности и системности развития образовательной деятельности по всему спектру подготовки специалистов. Это создание новых учебных программ авторских курсов и учебно-методических разработок, а также формирование межфакультетских междисциплинарных образовательных блоков по таким направлениям, как био-, гидро- и экоинформатика, информационные технологии в биомедицине и в гуманитарных науках, нанотехнологии и новые материалы.
Не последнее место уделялось развитию и распространению новых информационных технологий на всех ступенях образовательной, научной, инновационной и управленческой деятельности. Так, на полученные средства будет создано единое виртуальное учебное пространство классического университета. На сегодняшний день в университете уже есть опыт реализации подобных проектов на примере объединенной Европейско-сибирской расширенной лаборатории научных медиаресурсов (JointLab).
Кстати, уже более семи лет в университете действует социально-ориентированная программа по обучению молодежи с ограниченными физическими возможностями. Вначале ее реализация осуществлялась на средства грантов и при участии университетов США и Франции, сейчас все расходы взял на себя НГУ, так как в России нет механизмов финансирования поддержки подобной деятельности.
Биотехнологи получили шанс
Андрей Андреев, Киров
Проект Вятского госуниверситета оказался одним из самых недорогих, но одним из самых перспективных. Корреспондент "РГ" встретился с ректором ВГУ Евгением Пименовым.
Российская газета - Многие вузы представили на конкурс глобальные проекты. И проиграли. Почему вы остановились на одном направлении - биотехнологии?
Евгений Пименов - Ученый совет университета принял решение о том, что наибо лее перспективно готовить не многопрофильный проект, а выделить конкурентоспособное на федеральном уровне направление. Для нас это, безусловно, биотехнологии. Именно здесь мы заметно выделяемся среди коллег. Над разработками в области биотехнологий у нас трудятся 5 лауреатов Госпремии, около 20 докторов наук.
РГ - Что включает ваш проект?
Пименов - Прежде всего создание мощного научно-образовательного центра, где будут реализовываться наукоемкие технологии. Это коллекции микроорганизмов, лабораторий генной иженерии, молекулярной биологии. Из тех денег, которые будут выделены, свыше 180 миллионов рублей пойдет только на приобретение научного оборудования. Биотехнология хороша тем, что оборудование, которое используется в научных целях, одновременно является и производственным. Естественно, уровень подготовки специалистов должен быть чрезвычайно высок.
Выбор напрямую связан и с экономическими перспективами региона, где развитие биотехнологий рассматривается как одно из приоритетнейших направлений.
РГ - Что даст победа в конкурсе вашему вузу, кроме денег?
Пименов - Когда мы стали ее оценивать, скажем так, в денежно-временном выражении, выяснились очень любопытные цифры. Например, мы традиционно в год тратим 8 миллионов на лабораторное оборудование. А если учитывать, что в ходе реализации проекта планируется приобрести его на 186 миллионов рублей, можно сказать, что для нашего вуза это будет прорыв вперед почти на 20 лет. Аналогичная ситуация и с остальными направлениями проекта.
Но не менее важно и другое. Как и остальные победители конкурса, мы попали в число элитарных российских вузов. Для многих это стало неожиданностью. То есть мы получили замечательный шанс, который постараемся полностью реализовать.
Голые идеи - полдела
Ольга Журман, Владивосток
В числе победителей - Дальневосточный государственный технический университет, где только что избрали нового ректора - им стал профессор Анвир Фаткулин.
Российская газета - Анвир Амрулович, вы еще в должности проректора по учебной работе разрабатывали заявку университета для участия в конкурсе. Теперь вы ректор. Изменится ли качественно технический университет в связи с победой в конкурсе?
Анвир Фаткулин - Во главу угла мы поставили тесное сотрудничество вуза с промышленными предприятиями и институтами Дальневосточного отделения РАН. На юге региона скоро будет строиться нефтепровод и предприятия нефтехимии, появятся новые мосты, многоуровневые дороги - все это будет строиться в тесном контакте с партнерами из КНР, Японии, Кореи. Поэтому мы ориентируемся на подготовку специалистов высшей квалификации, способных легко интегрироваться в азиатский бизнес. В целом же мы хотим создать на базе ДВГТУ научно-технологический центр для формирования инновационного терминала России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
РГ - Какие предложения уже заинтересовали партнеров из стран АТР?
Фаткулин - Им понравились наши предложения по деревянному домостроению, технологии подземной газификации углей, технологии нового розжига котлов и прочее. У нас есть около двухсот идей. Но голые идеи для бизнеса - полдела. В созданном в университете коучинг-центре сейчас ведется работа по доводке идей до уровня коммерческих продуктов, чтобы предприниматели видели перспективу применения разработки для своей фирмы, для отрасли, для страны.
РГ - Эти задачи не могут не сказаться на новых требованиях, предъявляемых к выпускникам вуза?
Фаткулин - Прежде всего это владение профессиональными навыками, информационными технологиями, иностранным языком. Причем для работы с партнерами в АТР важен не только английский, но и китайский, корейский.
РГ - Принято решение о создании еще одного национального университета - на Дальнем Востоке. Какими путями может пой ти его создание?
Фаткулин - Есть две модели создания федерального университета. Если будет поставлена задача готовить кадры для ускоренного развития региона, то надо определять приоритетные отрасли экономики. Это потребует объединения вузов, которые имеют большое количество технических образовательных программ. Если будет ориентация на фундаментальную подготовку, то надо объединять базы естественно-научного потенциала ряда дальневосточных вузов с фундаментальными научными исследованиями ученых Дальневосточного отделения РАН.
Между тем
Специалисты Независимого рейтингового агентства РейтОР составили новый рейтинг вузов. В этот раз специалисты отобрали и выстроили по рангу лучшие вузы, приславшие свои заявки на первый конкурс инновационных программ в рамках нацпроекта "Образование".
Напомним: в мае 2006 года министерство образования и науки огласило список из 17 победителей конкурса, которые получили на реализацию своих программ от 400 миллионов до миллиарда рублей. Эксперты исследовали программы вузов, не попавших в "высшую лигу-2006", и выбрали 50 не менее хороших программ, чем у победителей.
В первую очередь оценивались исследовательские возможности вузов, поэтому в составленном рейтинге обширно представлены технические и технологические вузы: МФТИ, Томский политех, Санкт-Петербургский государственный технологический институт, Обнинский государственный технический университет атомной энергетики, Нижегородский государственный технический университет и другие.
Эксперты подчеркивают: представляемый рейтинг отражает оценку привлеченных агентством экспертов и не претендует на истину в последней инстанции. Однако итоги второго конкурса инновационных программ вузов, которые только что подвело минобрнауки, показывают: независимые эксперты выделили действительно лучшие вузы. Ведь многие университеты из этих пяти десятков вошли в 40 победителей конкурса инновационных программ вузов этого года.
Мария Агранович



Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург