Универсальная электронная карта: удобство и комфорт или нарушение конституционных прав гражданина?

Опубликовано: 11.03.2013
Просмотров: 1482

27 июля 2010 года был принят Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в котором впервые нашла свое отражение инициатива по внедрению универсальной электронной карты (УЭК). Сейчас эта тема становится все более актуальной, хотя мнения общества по поводу возможного введения новой технологии далеко не однородны.

УЭК — пластиковая карта, которая сочетает в себе паспорт, полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и платежную банковскую карту. Кроме базовой информации, карта содержит дополнительные приложения: с ее помощью можно будет заплатить налоги, внести платежи за коммунальные услуги, погасить штраф и т.д. Получение первой такой карты будет бесплатным, а вот за перевыпуск придется заплатить, но не более 300 рублей. Карты будут выпускаться на всех российских граждан, достигших возраста 14 лет, однако, использование УЭК строго добровольно, а ее отсутствие не станет основанием для, например, отказа в оказании медицинской помощи. Предполагается обеспечить картами всех граждан к 2017 году. Срок действия УЭК составит 5 лет.



Казалось бы, карта удобна и проста в применении, однако ее внедрение вызвало у некоторых граждан недоверие, страх и угрозу обмана. О том, как россияне приняли нововведение и как менялось их отношение к внедрению УЭК, узнаем проанализировав общественное мнение.
     
2011 год. После принятия ФЗ «Об организации и предоставлении государственых услуг», 5 марта 2011 года, в Москве состоялся Общественный Форум «Универсальная электронная карта - угроза семье, обществу и государству». Около 1200 жителей Москвы и регионов России собрались вместе, чтобы обсудить перспективы готовящегося введения в столице УЭК. В своих выступлениях участники Форума отметили, что введение УЭК нарушает конституционные права граждан России, в корне меняет правовые взаимоотношения гражданина и государства, трансформируя полномочия и обязанности органов власти в коммерческую деятельность по предоставлению платных услуг, что незаконно и несет в себе угрозу семье, обществу и российской государственности. Все участники форума выступили против создания в России УЭК. По итогам обсуждения было предложено использовать 170 млрд рублей, предназначенных на введение УЭК, на социальные программы по защите малоимущих семей, обеспечению доступного образования, создание новых рабочих мест и строительство жилья для молодых и многодетных семей.

2012 год. В апреле Минэкономразвития провело опрос российских граждан с целью выяснить их настроения относительно введения УЭК. Исследование проводилось в восьми федеральных округах России, в нем приняли участие более полутора тысяч человек в возрасте от 18 до 69 лет. По результатам опроса 43% россиян не вдохновляет идея появления УЭК: 17% относятся к нововведению отрицательно, а 26% - нейтрально. 57% опрошенных настроены положительно. Благосклонней всех к возможности нововведения отнеслись граждане в возрасте до 35 лет и аудитория с доходом не ниже среднего (не менее 20 тыс. долларов на семью в год).



2013 год. По инициативе НАФИ в феврале нынешнего года был проведен всероссийский опрос среди россиян с целью выяснения степени информированности о введении УЭК. В опросе участвовали 1600 человек из 140 населенных пунктов 42 регионов России. Результаты опроса показали следующее:

- почти 70% опрошенных знают о том, что с 2013 в нашей стране начала действовать карта УЭК, но  только 14% населения четко понимают особенности нововведения;

- 55% опрошенных информированы об этой инициативе пока только в общих чертах;

- 53% одобряют появление новой карты УЭК;
 
- 35% придерживается противоположной точки зрения;

- 12% населения затруднились оценить нововведение, что, скорее всего, связано с недостаточной информированностью о УЭК;

- при этом 47% россиян готовы получить УЭК и использовать ее;

- 43% опрошенных предпочли бы пользоваться, как и прежде, документами по отдельности;

- затруднились дать оценку 10% россиян.

Мнения чиновников по поводу внедрения УЭК в России тоже различны. Так, например, министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров считает, что УЭК - это  дорого, особенно для региональных бюджетов. В частности, Татарстан, один из лидеров по выдаче УЭК, оценил затраты на проект в 725 млн руб. «Из федерального бюджета никакой компенсации не предусмотрено», - напоминает господин Никифоров.

Противником УЭК выступил и президент банка «ВТБ24» Михаил Задорнов, который считает, что не стоит смешивать в одну карту банковские услуги и персональные данные из паспорта.

Поддержал идею внедрения УЭК глава «Сбербанка» Герман Греф. По его словам, УЭК станет инструментом в борьбе с коррупцией и взяточничеством. «Мы считаем, что после внедрения этой карты огромное количество чиновников станет просто ненужным», - заявил он. Таким образом, теоретически УЭК должна избавить россиян еще и от бесконечных очередей в разнообразных ведомствах. Кроме того, по заявлению тогда еще президента Дмитрия Медведева на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ в 2011 году, карта должна стать универсальным финансовым инструментом, «а не каким-то доморощенным продуктом, который не получил признания в других странах». «Более того, после введения таких карточек в обращение, - добавил господин Медведев. - Простые люди будут чувствовать себя более защищенными перед государством».

Говоря о минусах и плюсах внедрения УЭК, необходимо отметить, что отношение к карте может меняться в процессе внедрения инновации и повышения уровня информированности граждан. Возможно, уже в ближайшем будущем даже самые ярые противники УЭК смогут оценить удобство и простоту ее использования. Как говорится, поживем – увидим.

Лилия Гиниятова




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург