Отзыв на «Нимфоманку» Ларса фон Триера

Опубликовано: 02.04.2014
Просмотров: 1609

Один процент порнографии

Любая новая работа Ларса фон Триера вызывает широкий резонанс и бурное обсуждение ещё на стадии производства, а в случае с «Нимфоманкой»,  поднялась и вовсе нешуточная  шумиха.

В то время как давние поклонники режиссёра с нетерпением потирали руки в предвкушении очередного потрясения, другая часть аудитории рассуждала о том, не впал ли суровый датчанин в окончательный маразм, променяв кинематограф на порнографию. Последние в корне ошиблись, поскольку демонстрация сношений ни в коем случае не является самоцелью картины: если делить ее на условные доли по степени значимости, то порнография в этом рейтинге отвоюет максимум один процент. Двухчастный фильм повествует о женщине, самостоятельно диагностировавшей у себя щекотливый диагноз – нимфоманию, то и дело попадающую впросак в попытке его подавить, несмотря на обилие постельных сцен,  фильм остается глубоко психологическим творением, в котором каждый зритель может почерпнуть новые сведения об особенностях женской души.

Начинается картина с тёмного экрана, когда только по фоновым шумам можно понять, что фильм уже идёт. Дескать, хотели арт-хаус — получите. Далее режиссер еще какое-то время неспешно забавляется демонстрацией капелек струящейся воды, серых стен и всего прочего безобразия, чтобы ни у кого не возникло сомнений в том, что кино европейское, после чего резко врубает Rammstein, перемещая камеру с промозглых улиц в берлогу Селигмана (Стеллан Скарсгард), готовящегося выйти в ближайшую лавку за продуктами. Обрывается бодрый Rammstein так же внезапно, когда наш герой обнаруживает в переулке изрядно помятую женщину (Шарлотта Генсбур), которая просит его не вызывать полицию, но дает понять, что приняла бы его помощь хотя бы даже в виде горячей чашки чая с молоком. И пока Селигман отпаивает и откармливает свою гостью, Джо (так её зовут) начинает понемногу рассказывать о своей жизни, сразу заявляя о том, что «она плохой человек».

Тему самобичевания и тяги людей к страданиям Триер поднимал и ранее — и здесь она также имеет не последнее место: режиссер дает возможность Селигману выступить с весьма резонными измышлениями о том, что даже отрицающие религию люди почему-то не отрицают сугубо религиозного понятия «греха». Дальше сюжет описывать невозможно – результат бурления триеровской фантазии надо видеть. Раз за разом поражаешься, как ему удается быть не похожим ни на кого, и при этом обходится без самоповторов.

Я бы назвал жанр фильма черной комедией, поскольку первая часть, несомненно, комична, и у зала часто появляется возможность посмеяться. Те, кто ждет на экране жесткого порно и обилия половых органов, будут разочарованы: «Нимфоманка» очень далека от порно или от лучших картин Тинто Брасса. В фильме есть секс, но он показан куда более сдержанно, чем, например,  в «Жизни Адель» Абделатифа Кешиша, недавнего победителя Каннского фестиваля.

Актерские работы не могут не вызвать восхищения. Наконец- то мы можем видеть серьезную и сильную работу от одного из самых многообещающих актеров 90-х Кристиана Слейтера в роли отца Джо. Его роль - это абсолютный шедевр, это не актерская игра, а уже что-то за гранью. Живущий в своем мире врач, красивый, но несчастный со своей холодной и трусливой сучкой-женой и при этом, судя по всему. действительно любящий ее такой, какая она есть. Он спасается прогулками по лесу с маленькой Джо, рассказывая ей о душах деревьев и о самом красивом дереве на Земле – ясене.

Вероятно, и Ума Турман сыграла здесь свою лучшую роль в карьере. Даже не сыграла — прожила брошенную кретином-мужем несчастную, зависимую после 20 лет брака женщину с тремя сыновьями – в картине она была жалкой, и прекрасной, и настоящей, и я не знаю что еще. Кажется, в первый раз она предстала перед публикой в качестве серьезной драматической актрисы - почти без грима, без мечей Хаттори Ханзо и пакетиков с героином.

Что касается самой главной героини, Джо, то зритель видит ее и юной, и зрелой, благодаря чему может отследить то, как она менялась и то, что осталось в ней неизменным. При обилии самых разнообразных любовников — от обладателей ковбойской бравады, до жирных очкариков, чье мужское достоинство обратно пропорционально размеру комплексов, - она оставалась и остается по мере развития сюжета одиночкой в вечном поиске, удовлетворенной физически, но не духовно, развратной снаружи и закрытой внутри. По сути, она сама озвучивает метафору ее внешне нескучной, но однообразной жизни, которая оборачивается вечным хождением по кругу.

Возникает ощущение, что разбивать фильм Триера на две части было ошибкой – это монолитная история, которую можно было бы смотреть на одном дыхании. Заранее было известно, что во второй части романтический флер и наив первой испарятся. Что она будет намного более жесткой. Так и есть: те, кто не знаком толком с творчеством Триера,  будут шокированы во многом.

Вечная муза Триера Шарлотта Гензбур даже в самых жестких садо-мазо сценах органична. Но главное то, насколько верно и убедительно она играет духовные переживания героини: с одной стороны она мучается от того, что не может быть удовлетворена, постоянная эротическая жажда терзает ее, а с другой стороны, она не готова отпустить свою молодость и свой голод. Снова любимое настроение мэтра – Безысходность.

Триер, разумеется, давно никакой не арт-хаус, его сценарии написаны строго, по всем классическим законам драматургии и на редкость филигранно. Несмотря на провокационное содержание и перескакивание через годы, все фигуры остаются на своих местах шахматной доски. Браво, маэстро! Триер в очередной раз проявил себя как холодный, рассудочный, очень точно знающий, чего он хочет и как заставить других действовать строго по своему плану мастер. Как знатоку человеческой психологии и демонов, обитающих в глубинах подсознания, а также по умению находить безупречных в психофизическом смысле актеров Триеру, пожалуй, почти нет равных. Любви только в его мире не наблюдается. От этого холодно и даже немного страшно.

Сергей Воробьев




Отзывы
Стася  02.04.2014
Нимфоманка это шедевр! Триер гений!
Александр  03.04.2014
бредовый фильм. обычная порнуха. девка обычная проститутка, у которой с башкой проблемы.
Дейзи  03.04.2014
кто говорит что это философский фильм? чушь полнейшая. сама во всем виновата. это же надо в 15 лет ходить по поезду чтобы найти мужиков для секса за какие то конфетки! ужас! нормальная бы девушка так никогда не поступила! за что ее жалеть? обычная проститутка.
я так и не поняла в чем суть этого фильма. столько пошлости и порнографии
Паша  03.04.2014
х%ня полнейшая! пожалел что время потратил. и не фильм и не порнуха. хрень полнейшая
Софья  03.04.2014
Это драма. Драма души Джо. Гениально. Только Ларс фон Тириер способен снять такой фильм! Восхищаюсь!
Катя  03.04.2014
есть над чем задуамться после просмотра фильма. только не поняла, почему девчонка П так поступила с Джо? Джо ей помогла, а она так с ней поступила.
***  06.04.2014
а как с ней еще поступить, она заслуживает того, что ее обассали!!! Наверняка девочка П знала как в прошлом жила Джо и сколько плохого она сделала в своей жизни!
Катя  07.04.2014
а что плохого сделала Джо в прошлом? Нимфомания - это болезнь, зависимость, а не преступление! Единственное, что плохого она сделала -бросила своего ребенка.
П итак причинила боль Джо тем, что стала встречаться с ее бывшим мужем, которого Джо ЛЮБИЛА. Все таки Джо подняла П с низов, дала крышу над головой, заработок. П ничем не лучше Джо.
Некто  04.04.2014
сложный фильм. видимо, еще не в том возрасте, чтобы полностью понять его смысл
Елена  04.04.2014
вчера хотела его посмотреть, но так и не получилось! читаю сейчас отзывы о фильме "Нимфоманка" и понять не могу, стоит его смотреть или не стоит? Кто называет его ужасным, а кто восхищается!!! как быть, подскажите?
Олька  04.04.2014
в любом случае посмотреть стоит
Александра  04.04.2014
Елена, если вы любите творчество Триера, а он безусловно интересный режиссер, заслуживающий внимания, если умеете видеть суть и любите драматургию, то тогда не слушайте комментарии неразумных людей, которым выше своего потолка прыгать не куда. Прочтите рецензию (она скажет вам гораздо больше, чем комментарии), посмотрите фильм и определитесь сами на чьей вы стороне.
***  06.04.2014
100% все эти коммертарии сказанные выше о том, что фильм х%йня полная лажа! Это очень крутой фильм! Дейзи писала выше "это же надо в 15 лет ходить по поезду чтобы найти мужиков для секса за какие то конфетки!". Вы что на самом деле думаете, что дело в гребанных конфетах? Да это подростковое соревнование, борьба против любви, соперничество!!!

Рецензия просто шикарна! С автором согласна полностью! Спасибо, что предупредил о начале фильма и о Rammstein. Признаюсь честно, я не ожидала такой концовки, что этот старый девственник поведет себя как похотливая скотина!

И если в конце фильма у героини все-таки мозги встали на место, так может она и ребенка вернет, а то я сильно за него переживаю!

Требую третий части со счастивым хеппи эндом!
Виктория  07.04.2014
если будет третья часть со счастливым концом, это уже не будет драмой. а драма-это суть фильма.

P.S.: на счет на счет старого девственника полностью согласна
Аня  10.04.2014
посмотрела фильм. всем советую!




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург