Отзыв на «Бэтман Аполло» Виктора Пелевина

Опубликовано: 01.06.2013
Просмотров: 447

Любые попытки пелевинолюбов оправдать предмет своего обожания вдребезги разбиваются при столкновении с действительностью. И дело не в том, что мастер галлюцинаторного реализма написал плохую книгу, а скорее в его почти не скрываемой попытке заигрывания с нецелевой аудиторией.

В пятисотстраничном продолжении вампирской летописи Виктора Пелевина под названием «Бэтман Аполло» мало что сохранилось от привычного писательского квази-интеллектуализма. Если во всех предыдущих книгах, в том числе и в «Empire V», фэнтезийные элементы служат скорее для обрамления социальной и философской сатиры, то в последнем творении господина Пелевина им совершенно явно отдана ведущая роль. Все привязки книжного действия к современной политической конъюнктуре, к Болотной площади и «Pussy Riot» выглядят неестественно и скупо, а книга приобретает больше сходств с обожаемой девочками-подростками вампирской сагой Стефани Майер, нежели с эталонным «Empire V» - романом, который многие литературные критики называют лучшей работой Пелевина эпохи нулевых. Это неравный брак двух совершенно разных литературных тенденций, в котором никогда не смогут появиться здоровые «детки».

Нет смысла пересказывать сюжет книги: все поклонники Пелевина в курсе, что действия и коллизии в его произведениях – не главное, гораздо важнее то, что за ними скрывается — непременное воспевание личностной свободы в обществе, обездвиженном сетями потребления, и бесконечное разжевывание четырех благородных истин буддизма, главная из которых «Жизнь есть страдание». Попытки идти в ногу со временем у Пелевина наталкиваются на излюбленные мотивы гламура и дискурса – в итоге получается бешеная солянка, из которой уже невозможно извлечь что-то полезное или свежее.

По сути, «Бэтман Аполло» мог бы и не появляться в физическом смысле: все идеи и наблюдения, высказанные в новой книге уже высказывались в сорока предыдущих, и вряд ли даже истовый «пелевинофил» может позволить себе хвастаться перед друзьями новым приобретением, потому что по сути приобрел стареющего кота в мешке.

«Бэтман Аполло», пожалуй, самый статичный роман за всю историю пелевинского творчества – в нем практически отсутствует действие, а персонажи скорей становятся символами, необходимыми для трансляции авторских интенций. Сама книга как бы становится воплощением офисной коробки, которую Пелевин сознательно уже давно возводит до масштаба всеобъемлющей метафоры – в этой коробке душно и воняет.

Причем новый роман становится еще и самым беспощадным: если до этого типичный пелевинский герой мог довольно успешно искать утешения в нежных воспоминаниях детства, которые спрямляют любую кривизну реальности, то в новом романе несчастные души напрочь этой кривизной повержены и вынуждены бесконечно приобщаться к мировому страданию. Если действительно обращаться к Пелевину как к эхолоту коллективного бессознательного, то можно смело делать вывод о том, что у человечества все плохо, если не все кончено.

Пелевин в новой книге удушливо дотошен и суггестивен – это отражается даже на стиле, который приобретает все больше проповеднических свойств и все заметней наполняется раздражительностью. Нервозность автора проявляется самым неожиданным образом, зачастую в форме карикатур и невольно передается читателю – поэтому, лучше запастись эндорфинами заранее.

Екатерина Смирнова




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург