«Обман зрения»: начало поиска

Опубликовано: 22.10.2012
Просмотров: 444

«Что искала – то нашла», - слова из песни «Лестница» нового альбома группы «Сплин» под названием «Обман зрения». Вот уже несколько десятилетий мы неустанно ищем и, обыкновенно, находим что-то ценное в сочинениях ленинградских музыкантов. Название группы успело стать гарантом качества как самого материала, так и его подачи, исполнения. Но сейчас мне бы хотелось забыть о сердечной привязанности к «Васильеву и Ко», о мифе, который ребята построили в наших ищущих мета-чего-нибудь сердцах. Альбом «Обман зрения» - намёк не изменившуюся идейную конструкцию внутри группы или намёк на однобокость восприятия музыки у слушателя? А может Васильев снова мыслит нетленными категориями, и стремление понять его обречено на провал?

В одном из интервью лидер группы заявил о том, что подустал от восточной мелодики. Сразу же сталкиваюсь с необъяснимым для меня явлением: первая композиция альбома («Увертюра») включает в себя достаточно примитивный этнический мотив. В силу своего названия (в исконном смысле), песня должна предварять весь остальной альбом, немного приоткрывать завесу и делать намёк на последующее действо. Мне же показалось, что «Увертюра» совсем не похожа на другие песни, и даже полярным образом от них отличается. Итак, обман номер раз.

Идём дальше. Тексты Васильева – интереснейшая находка для филолога. Музыканта без всякого зазрения совести можно назвать Поэтом во плоти. И в его Поэзии большое место отводится так называемой «мантровости», раскрывающей огромный речевой пласт, который характеризуется магической стороной слова (заклинания, скороговорки, молитвы). В этом отношении музыка Васильева в предыдущих альбомах гармонировала с «волшебными» текстами в силу своего этнического, шаманского начала. Что же мы видим в «Обмане зрения»? Роковые аккорды, более жёсткая и примитивная ритм-секция, - всё это говорит о протестующей природе музыки. Вот в этом различии задачи стихов и задачи музыки и состоит следующее несоответствие: мантры должны успокаивать, рок – возбуждать. Иногда парадоксы становятся откровениями, но, к сожалению, новый альбом таким откровением не стал.

Трек «В мире иллюзий» можно назвать уже третьей версией песни «Альтависта». Третьей и… лишней. Васильева понять можно: о перенасыщении и поиске знает каждый музыкант. В иной момент хочется подрубить корни и истоки, разбить гитару и взять в руки арфу. Ну, или наоборот. Скажем так: группа «Сплин» находится в начале очередной поисковой кампании. Стремление очевидно, но до определенного вектора пока что далеко.

Занимательным мне показалось то, что самая тяжёлая (в просодическом и эмотивном плане) песня «Праздник», которая диссонирует сама в себе, оказалась самой гармоничной. Может быть, всё дело в несоответствии с банальной истиной: искусство рождается в конфликте, в сомнении, а вот в большинстве песен нового альбома этот конфликт кажется неискренним, не наболевшим, что ли.

Если же посмотреть на композицию альбома в целом, то она мне кажется продуманной. Или прочувствованной. Иными словами она создаёт впечатление законченности, цельности. Не исключено, что большую роль в формировании «скелета» альбома сыграли три последние композиции («Солнце взойдёт», «Чудак» и «Волшебное слово»), отсылающие слушателей к знакомому и родному звучанию группы. В них слышится по-настоящему глубокий, играющий и сказочно-нежный «Сплин», а Васильев вновь занимает место философа-волшебника.

В подробной детализации, в педантичном изучении музыки есть всегда подвох: как правило, композитор-музыкант пишет «по ветру», спонтанно, а потому утверждать в им же придуманной стихии свои законы - неправильно. Наверное, «Обман зрения» - повод взглянуть иначе, повернуться, посмотреть на небо другими глазами. А пока движется и меняется искусство, движется и меняется сама жизнь.

Вероника Асписова




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург