«Сизифова» Биеннале»: журналист «УралСтудента» побывал на Индустриальной выставке современного искусства

Опубликовано: 15.10.2012
Просмотров: 359

Все написанное ниже – личные представления журналиста, облеченные в текстовую форму. Как и любые другие представления, они не могут претендовать на абсолютную истинность, поэтому мы готовы выслушать альтернативные мнения.

Уже несколько недель в Екатеринбурге проходит Индустриальная биеннале современного искусства. Выставка раскинулась на множестве площадок города, начиная от залов арт-галерей и музеев и заканчивая стенами заброшенных заводов. География тоже достаточно широка: помимо художников из Екатеринбурга, Москвы и других российских городов свое видение микса культуры и промышленности представили художники из США, Мексики и Франции.

Основные площадки Биеннале – типография «Уральского рабочего», ЦК Орджоникидзевский – запущенные, нуждающиеся в реставрации здания с богатой историей – и Центральный стадион.

Экспонаты выставки пестрят разнообразием: участники выражают себя не только традиционным путем (через изобразительное искусство), но и прибегая к помощи современных достижений техники (практически три четверти всех работ – это видеоматериалы различной продолжительности).

После всех основных площадок у меня сложилось отрицательное впечатление от выставки, даже недоумение. Чувствуется, что художники, представившие свои работы, обреченно и пессимистично оценивают настоящее и будущее. Нет той восторженности миром, нет того чувства свободы, которые я, по своему субъективному восприятию, привыкла ценить в искусстве.

biennale2В общем, идея Индустриальной биеннале мне кажется изначально обреченной. Очень трудно совместить такие разные сферы человеческой жизни как культура и промышленность. Это как небо и земля: чтобы добиться сближения, надо либо промышленность поднимать до небесных высот культуры, что априори невозможно, либо опускать культуру до приземленной промышленности, что сделать на порядок проще. Последним организаторы и занялись. Более того, добавили общественную подоплеку больше смахивающую на забастовку рабочих. Все стремления, цели, весь энтузиазм тонет в темной комнате с надписью «Все напрасно» по периметру от пола до потолка. Едва ли такое искусство вдохновляет.

Посещение заброшенных заводов и общение с их бывшими работниками – это удел тружеников музейного дела, а не художников. Эти пустующие, облезлые здания привлекают внимание людей, которые видят в них некую загадку, чувствуют груз произошедших там событий, воспоминания о которых впитали в себя стены. Для таких людей эти заводы, подобно мрачным замкам Норвегии или древним пирамидам Египта, полны таинственности и потенциальной опасности. Эту атмосферу невозможно передать через фото- и видеоматериалы.

Изобилие видеофрагментов, порой, как мне кажется, даже не несущих в себе и зернышка смысла, настораживает. Я не считаю художниками тех людей, которые снимают на пленку свои произведения и потом демонстрируют их в выставочных залах, или снимают видео, состоящее из нескольких не связанных между собой сцен, и все равно называют себя художниками. Это маргиналы, чье творчество уже не относится к изобразительному искусству, но еще не примкнуло к киноискусству.

biennale3Моя неудовлетворенность всем увиденным достигла апогея в арт-резиденции на Центральном стадионе в комнате с полом, уложенным книгами, по которым нужно пройти (да-да, ходить по книгам), чтобы увидеть, как несколько мужчин на экране мастерят деревянный шар и обшивают его книгами. Идея состоит в том, чтобы показать, насколько бесполезен труд всех деятелей культуры и искусства. Сизифов труд. Бесполезная трата времени, потому что все рано или поздно забывается или опопсовывается. Большей чуши за последнее время я не слышала! Как можно считать этот труд, труд писателей, художников, музыкантов, режиссеров и далее по списку, бесполезным?! Насколько поверхностным и черствым надо быть, чтобы не ощутить, насколько велик и бесценен труд этих людей? Неужели нет у этого человека такой книги или фильма, которые перевернули его жизнь, изменили мировоззрение и ощущение себя в этом мире? Неужели он никогда не чувствовал того вдохновения, того полета мысли и свободы, которые испытываешь при соприкосновении с великими произведениями искусства, которые являются таковыми не только по общепринятым меркам, а еще и потому, что они задевают что-то конкретно в тебе, коррелируют с твоими желаниями и взглядами?

Да, искусство – это очень «тяжелый шар», если проводить аналогию с мифом о Сизифе. И его постоянно приходится вновь и вновь закатывать на вершину, чтобы он опять скатился вниз. Но именно этот труд является самым полезным на Земле. Пускай он не удовлетворяет наших физических потребностей, но он питает наши души, вдохновляет нас на новые свершения, дает почву нашим мечтам. И в этом смысле саму Индустриальную биеннале я бы предпочла назвать «Сизифовой».

Елена Сидорова

Фото: JustMedia.ru




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург