Василий Сигарев приказал своим героям долго «Жить»

Опубликовано: 20.09.2012
Просмотров: 454

Несмотря на жизнеутверждающее название картины, в новом фильме уральского режиссера Василия Сигарева зритель не увидит даже краешка радуги. Фильм «Жить» выполнен в той же сумрачной манере, что и дебютный «Волчок», но, в отличие от него, поднимает совершенно невыносимую для слезных желез тему. Впрочем, останавливаться на нем в тот день, когда хочется просто поплакать, тоже не стоит: к просмотру нужно подходить с холодной головой, чутким сердцем и здоровой психикой.

Фильм включает в себя три параллельные сюжетные линии, которые соприкасаются друг с другом только общим началом: все герои незадолго до своих трагедий видят мужчину с велосипедом – он и выполняет роль буревестника… Оживший труп, покончивший с собой задолго до начала действия картины и оставивший маленького страдающего сына взрослеть в компании грубой мамаши (Анна Уколова), делает прогноз будущих смертей.

Обнаружить в каждой из трех сюжетных линий законченность и стройность новелл не получится, поскольку любая из них оставляет после просмотра множество неразрешенных вопросов.

Вопросы появятся обязательно, если вы состоите не из пластмассы: зритель должен быть живым во всех смыслах, потому что экранные герои Сигарева умирают – и не от старости вовсе, а от молодости и полноты сил. Те же, кто остается после них, вынуждены бороться с болью и страхом, составляя для себя новые бытийные сюжеты, - и заголовок фильма – вовсе не рекомендация режиссера.

По словам самого Василия Сигарева, эти люди даже не ищут ответа на вопрос о том, как жить после смерти любимого существа, они делают выбор – продолжать ли жить дальше и, в конце концов, смириться с нестираемым пробелом или броситься в пучину самоистязания, в тоску, в сумасшествие и в смерть.

К сожалению, только героиня Яны Трояновой, Ольга, потерявшая возлюбленного буквально через несколько часов после церемонии венчания, преодолевает себя, бинтует вскрытые запястья и изгоняет из своей головы видение избитого, покореженного, но живого Антохи.

Голова – вот что становится главным врагом всех героев Василия Сигарева. Только молодая Ольга умеет ее обуздать, а вот героиня Ольги Лапшиной, Галя, в одночасье потерявшая двух крохотных дочек, со своей головой справиться не может, и та, в конце концов, дает команду рукам, чтобы они открыли газ и подожгли спичку.

Фильм на удивление гармонично сочетает в себе магические и натуралистические черты, но натурализм не доведен до мерзости, а магия не доведена до сопливости. Погибшие воскресают, но только для того, чтобы дать близким второе дыхание; два маленьких изломанных трупа в гробу нужны не для введения зрителя в транс (хотя, признаться, вводят), а для того, чтобы овеществить материнское горе и сделать его более близким и понятным. Просмотр осложняется тем, что актеры не просто вживаются, а живут своей ролью, и от этого отдельные сцены фильма производят опустошающее воздействие.

Страшнее всего то, что дистанцироваться от происходящего на экране практически не возможно, - вероятно из-за особенностей композиции, которая сначала вводит зрителя в обаятельный «дотрагический» мир главных героев и заставляет проникнуться к ним симпатией, а после – стать спутником и во время личного апокалипсиса, и после него. Спутник – это более ответственная роль, чем простой зритель, и она не позволит выйти из кинозала раньше времени. «Жить» - это фильм, заставляющий содранной кожей прилипать к экрану и мучиться до конца.

Пересмотреть эту картину еще раз? Помилуйте, да никогда больше! Но посмотреть в первый и последний раз нужно обязательно – просто для того, чтобы оценить уровень своей человечности.

«Нельзя умирать!», - шепчет героиня Яны Трояновой, и зритель понимает – действительно нельзя, потому что для кого-то эта смерть может быть страшнее своей собственной. Василий Сигарев ведет своих зрителей к старой, но неоспоримой истине, ведет через боль, страдания и слезы, подвергает их страшному испытанию, и все-таки спасает их души. Никогда еще слезопускание не было таким целительным, никогда еще русский кинематограф не преподносил такого страшного фильма.

Екатерина Смирнова

Эту и другие интересные рецензии читайте на www.apelcin.ru




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург