«Дапбстеп», «трип-хоп», «хаус»… Куда «катится» современный музыкальный Олимп

Опубликовано: 17.09.2012
Просмотров: 562

«Времена года» Вивальди или полифонические переплетения Баха навсегда останутся в сознании человека классическими примерами настоящего искусства. Подлинное звучание живого инструмента, казалось, никогда не сравнится с подражательными интерпретациями электронного звукоизвлечения. Но XX век – век индустриальный, прогрессивный – создал новый способ мироощущения, который наиболее точно отражает действительность, особенно её механизированную составляющую. Ломаные ритмы, синкопа (рождённые джазом - отцом большинства современных музыкальных жанров) представляют огромную машину, которая с каждым годом набирает скорость.

В двухтысячных годах мы наблюдаем появление большого количества молодых, талантливых, синтезирующих прошлое, настоящее и будущее музыкантов. Вместе с ними образуются новые тенденции, которые уже перевернули типичное представление об интонировании и мелодике. Электронная музыка, пожалуй, заняла самое большое пространство в мировом современном искусстве. Например, «дабстеп» образовался как музыкальное направление только в начале 2000-х и за 6 лет умудрился полностью выйти из андеграунда. Основной чертой стиля является замена лирических моментов в музыкальных композициях на басовые партии с быстрым пульсирующим ритмом (140 ударов в минуту). Представляя собой бешеный заряд энергии, новый жанр (кстати, вышедший из лондонского «гэриджа») можно с лёгкостью отнести к урбанистическому искусству.

massive attack1Так сложилось, и, видимо, не случайно, что самые яркие музыкальные тенденции вот уже как полвека задаются Великобританией. Не менее (если не более) популярный в ХXI веке стиль – «трип-хоп» – изначально являлся так называемым «бристольским саундом» (или «бристольской волной»). «Трип-хоп»  - изумительный синтез джаза, соула, классической и эстрадной музыки. Ведущие представители этого жанра (созданного в 90-х) – группы «Portishead» и «Massive attack» – придали этому соединение меланхоличное, несколько угрюмое и тяжёлое настроение. За 20 лет  существования у популярного жанра появилось несколько разновидностей. Известный многим поклонникам электронной музыки «эмбиент трип-хоп» отличается плавной мелодичностью, «текучестью» звука. Таких исполнителей как «Laika» или «Blue foundation» можно считать яркими примерами лиричного ответвления трип-хопа. Другим детищем «бристольского саунда» является «футуристический трип-хоп», в котором преобладает ярко выраженная  «декламативность» вокальных партий. Интересно, что создателем проекта «Recoil» – характерного представителя этого поджанра - является Алан Уайлдер, бывший участник «Depeche Mode» – группы, которая в своё время поразила новым звучанием весь мир.

Если скинуть ещё одну десятку лет, у нас появляется возможность засвидетельствовать рождение другого популярного направления. Итак: США, 80-е. Эра пост-диско, танцевальной музыки. Дешёвые чикагские драм-машины помогают засэмплировать очередной ритмический рефрен. Так, незамысловато и легко, в штатах появляется новый пласт электронной музыки – «хаус». Но для того чтобы выйти на мировую сцену и стать по-настоящему известным, этому стилю придётся формироваться в течение 15 лет, и только в 90-х «хаус» набирает аудиторию за рубежом.

Вышеупомянутые жанры стали «топовыми», несмотря на то, что происхождение их, безусловно, разнится. Будь то андеграудная музыка или же музыка массовая, использование в ней новых способов извлечения звука делает её адекватной окружающей нас реальности и запросам ищущих умов.

auktsion bodunДругой вопрос – нравится нам наша реальность или нет? Вот, например, в нашей стране к электронной музыке по сей день относятся настороженно. И жажду «нового звучания» (Гребенщиков) утоляет видоизменённый рок. Интересным примером является легендарная ленинградская команда «Аукцыон». Леонид Федоров – фронтмен и главный композитор группы – в одном из интервью назвал свою музыку «пост-панком». И вот почему: известные всему миру 4 гитарных аккорда приобретают совершенно новый облик при сложном (иногда даже шаманском) ритмическом содержании. Сумасшедшая внутренняя энергия панка сочетается с этническими напевами и необычными текстами (например, стихи замечательных русских поэтов Велемира Хлебникова, Алексея Хвостенко). Таким образом, знакомое нам звучание диффузирует с новым словом и образует иное искусство, резко отличающееся от предыдущего.

Трудно каким-то определённым образом маркировать современные музыкальные процессы – это дело субъективное, «дело вкуса». Но, в любом случае, мир наполнен талантливыми, тонкими музыкантами и композиторами, которые стремятся к созданию новой, порой диссонирующей, но не менее ценной музыки.

Вероника Асписова




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург