Шарлотта Роган: "Шлюпка" гниет с головы

Опубликовано: 12.09.2012
Просмотров: 766

Женской литературы не бывает в принципе. То есть совсем. Не нужно тешить себя надеждами и молчаливым взором указывать на книжные полки с разнообразными Шарлоттами, Эмили или, не дай бог, Дарьями – о чем бы ни говорил товарищ Мейнстрим, женщины писать не умеют. Дебютный роман стареющей американской домохозяйки Шарлотты Роган отлично это иллюстрирует.

В основе «Шлюпки» лежит старая, как мир, идея о животности человека и о наличии в нем неисчерпаемых ресурсов жестокости, проявляющихся в ситуациях, связанных с выживанием. Сюжет романа заимствован из истории, его фундаментом стал реальный судебный прецедент XIX века. Согласно ему, господа Дадли и Стивенс были осуждены за убийство своих соседей по шлюпке, в которой они спасались после кораблекрушения. Герои Шарлотты Роган оказываются в точно такой же ситуации, разве что, в отличие от своих прославившихся «коллег», не прибегают к каннибализму.

Действие «Шлюпки» происходит в 1914 году, в то время, когда уже слышны начальные залпы Первой Мировой, и всего через пару лет после крушения «Титаника». Герои романа остаются живы и тем счастливы, однако их утлой лодчонке не суждено стать Ноевым Ковчегом.

С самого начала читателю становится ясно, что далеко не все доплывут до последней страницы; с первых же сцен можно легко угадать сущности многих героев и выявить среди них конфликтеров. И все бы ничего, если бы писательница не умела так мастерски все ускучнять и портить впечатление даже от забавной всеобщей грызни. По ее собственному громкому заявлению, текст «Шлюпки» - это «психологическое исследование воли к жизни», однако никакого серьезного наукоемкого суда над человеческой душой читатель здесь не найдет: по уровню своего интеллекта «Шлюпка» скорее напоминает французские романы XVIII и XIX веков, в которых весь психологизм превращается в пятисотстраничное нытье главного героя. Шарлотта Роган с упорством графомана скрывает за вычурными фразами собственную наивность и начисто отказывает своим героями в умении рассуждать здраво, заставляя их впадать в состояние аффекта по тридцать раз за минуту. При всем простодушии своего произведения временами автор демонстрирует еще и полное лингвистическое безвкусие, и «могильные плиты зубов» - это, как говорится, еще цветочки.

Понятно, что самой скучной ролью в этом морском балагане становится роль резонера - и по «счастливой» случайности именно она и достается главной героине, 22-ухлетней Грейс Винтер, которая по ничтожности своей вряд ли вообще имеет моральное право судить своих «однополчан». Все, на что она способна – это наблюдать за более активными представителями мини-комьюнити и вести пространные внутренние монологи. Лишь однажды мы видим Грейс в действии, когда ее руки смыкаются на шее самоназначенного капитана их суденышка мистера Харди – тихоня тоже оказывается способна на убийство. При этом молодая лицемерка постоянно вспоминает о боге, как о направляющем маяке, но ровным счетом ничего не делает для того, чтобы быть чистой, хотя бы перед самой собой. Активно сочувствующая ей Шарлотта Роган прикладывает неимоверные усилия для того, чтобы оправдать свою любимицу, хотя это не имеет ровно никакого смысла: убийство человека – это всегда убийство человека, и оно не может быть ничем обусловлено.

«Шлюпка» Шарлотты Роган, безусловно, понравится домохозяйкам, привыкшим к наивной литературе с якобы психологическим стержнем, но людям, склонным к серьезному анализу, американский бестселлер вряд ли придется по вкусу. Не теряйте времени понапрасну, если вы чувствуете в себе силы постигать по-настоящему глубокие вещи.

Екатерина Смирнова

Эту и другие интересные рецензии читайте на www.apelcin.ru




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург