«Любовь» Михаэля Ханеке: после «долго и счастливо»

Опубликовано: 31.07.2012
Просмотров: 399

В рамках фестиваля «Другое кино», недавно прошедшего в кинотеатре "СИНЕМА ПАРК", была представлена работа с незамысловатым названием «Любовь» от знаменитого австрийского кинорежиссера Михаэля Ханеке. Вопреки названию, фильм посвящён не долгой и счастливой жизни, а тому, что наступает на самой ее кромке, когда каждому из любящих очевидно: конец не за горами. История пожилых людей, чью спокойную и трогательную повседневность нарушают болезнь и беспамятство, даёт новый ответ на извечный вопрос: «На что человек способен ради любви?».

Главные герои картины – Жорж и Анна –прожили вместе «такую длинную жизнь». Он – «чудовище, но может быть милым», и она –редкой красоты женщина, великолепная пианистка. Страсти и откровения молодости позади, жизнь давно стала размеренной, составленной из тысяч привычных мелочей. Каждый день в их старой квартире был похож на предыдущий, пока, однажды утром, у Анны в первый раз не «отключилось» сознание. Эти несколько минут стали началом истории о достоинстве и борьбе. И о любви, конечно.

Ханеке поднимает весьма щекотливую тему, тему старости и немощи, в изображении которых так легко скатиться в жалостливость и мелодраматичность. Но это не история о покинутых и угнетённых стариках, нет. Это история о достойных и сильных людях, которые столкнулись с телесным бессилием, когда знаешь наверняка: лучше не будет. Это трогательный и глубокий фильм, обязательный к просмотру для всех, кто хоть раз пытался заглянуть вглубь слова, вынесенного в название. Здесь нет истерик и заламывания рук, за исключением пары эпизодов, связанных с приездом дочери. Герои прекрасно все понимают и не ждут чудес, они лишь пытаются ответить на вопрос: что лучше для любимого человека, которому мучительно оставаться живым? Медленный, как старческая поступь, фильм неумолимо тянется к очевидной развязке.

Стоит отметить гениальное бытописание режиссера: настоящими рассказчиками являются мелкие детали, жесты, привычные кусочки жизни. Когда, в самом конце фильма, Жорж методично обрезает цветы для любимой, ярче всего его состояние передают скребущие по кафелю кухни ножницы, которые герой не выпускает из рук, закрывая кран. Эта нервная небрежность, несвойственная старику, говорит, кричит о том, что происходит в его душе. Фильм наполнен, напоен деталями и штрихами, которые заставляют его проходить навылет, ощущаться вплоть до запахов. Даже уходят герои тщательно собравшись, перемыв за собой тарелки, потому что все в этом фильме на своих местах и, точно также, все на своих местах в жизни Жоржа и Анны.

Где же здесь любовь? В поступках, словах, в атмосфере ценности каждого мига, в способности с легким сердцем принимать неизбежный финал или же в решении поступиться собой ради другого? Нет, отнюдь: она гораздо больше всего, происходящего вокруг и способна шириться, заполняя собой людей и перерастая любые границы, в том числе – человеческой жизни.

Александра Водолажченко




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург