«Немцы» Александра Терехова: о нравах чиновников фельетонным языком

Опубликовано: 13.07.2012
Просмотров: 783

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя б по языку нас не считал за немцев

А. Грибоедов «Горе от ума»

 

На Руси-матушке так повелось, что все те, кто ни разу на своем веку не поругал власть, в мгновение ока лишаются уважения окружающих: нейтралитет перестал быть котируемой валютой, в наши дни нужно выбирать радикальную нишу – либо ты оппозиционер и ходишь на бесконечные крикозубые марши, ощущая вокруг своей головы легкий сквозняк от разрисованных картонок, либо ты конформист, приспособленец, царская подстилка, и любой студент в дырявых штанах имеет полное моральное право написать что-нибудь на твоей машине. Не стал исключением и писатель Александр Терехов, известный благодаря своему бестселлеру «Каменный мост»: в новом обличительном романе под названием «Немцы» он дает развернутую картину политических и чиновничьих нравов и демонстрирует, как в этом болоте тонет отдельно взятая человеческая песчинка. Так ли уж нужна эта книга в стране, в которой любой детсадовец знает, чем откат отличается от взятки? Большой вопрос.

Главный герой – обрусевший немец Эбергард, руководитель пресс-службы в одной из префектур Москвы, - на первый взгляд, полностью вписался в удушливую систему: он прекрасно чувствует себя в своем кресле, уверенно раздает откаты, покупает квартиру для новой молодой жены, оставляет большие чаевые и засматривается в вырезы женских платьев, но при этом обладает чуткой душой и чрезмерной склонностью к анализу – совсем не впору обычной пешке. Весь этот скорбный чиновничий мир предстает перед читателем в отражении глазных хрусталиков Эбергарда: он уже разжеван и выплюнут, растекся под ногами жалкой неприятной жижей с примесью крови и табака – он вызывает тошноту и молчаливое отвращение. В этом мире сначала решает Путин, потом бог, сначала едут к любовнице, потом к жене, сначала зарабатывают деньги, потом живут. Если от всей этой бытийной сатиры на самое бытие у вас еще не краснеет в глазах, то «Немцы» Терехова отлично скрасят досуг.

А вот весь досуг Эбергарда растрачен на поиски взаимности у одиннадцатилетней дочери Эрны, которая осталась с его бывшей женой и довольно быстро прониклась симпатией к новому папе. Нет ничего унизительнее, чем вымаливать любовь у маленькой, рано начавшей соображать, но избалованной лаской девчонки, молиться на телефон, чтобы он мигнул долгожданной смс-кой, планировать встречу со всей грандиозностью и в последний момент получать сухое: «Я не могу сегодня. У меня планы». Однако главный герой проявляет поразительную страсть к самоистязанию и ведет кровавые поединки на двух фронтах одновременно – рабочем, где привычный начальник с изученными вдоль и поперек повадками сменяется неизвестным пока «монстром», и семейном, где правит бал скурвившаяся бывшая жена и безжалостная по своей молодости доченька, – и, конечно, же, на обоих терпит обидные поражения. Немецкая конформность крошится под танком русской непосредственности.

Кстати, о немцах! Главный герой, его семья и друзья – действительно представители немецкого «бюргерства», но к названию книги это не имеет ровно никакого отношения. Слово «немцы» в этом контексте дает представление о чуждости зажравшихся представителей власти по отношению к простым трудягам, планктону и анчоусам, которые зарабатывают деньги для пропитания, а не коллекционирования, и живут в относительно спокойном, стабильном мире, не замечая свинцовых мерзостей, которые определяют быт «наверху». Анчоусы верят обещаниям политиков, а те грызутся между собой за то, чтобы проглотить самый вкусный кусочек и мерзко потирают довольные лапки, если угодили «Единой России». Анчоусы верят в Путина, а тот сидит на облаках и поигрывает скипетром и державой.

Известный в России писатель и политический сатирик Дмитрий Быков затруднился дать точную характеристику жанровой принадлежности тереховских «Немцев»: «Для фельетона длинно и пафосно, для романа – слишком фельетонно», - заметил он. Действительно, ни уморительного фарса, ни протестного пафоса этой книге не занимать, но – вернемся к уже заданному выше вопросу, - стоит ли поднимать тему политической несправедливости в очередной раз в стране, где на марши несогласных ходят привычно и скучно, как на работу, и где они уже давно потеряли эффективность, поскольку власть слишком утомлена своей грандиозностью, чтобы реагировать на критику? Выйди эта книга чуть раньше, до выборов 2011 года в Государственную думу, она вполне могла бы стать манифестом справедливости, а сейчас рискует затеряться под тоннами другой политически сознательной и просто пропагандистской литературы.

Язык романа (каким бы неравнозначным это сравнение не казалось) напоминает прустовский слог: читателю приходится погружаться с головой в бурлящий поток сознания главного героя, чьи мысли, как и положено, блуждают от предмета к предмету. Наверняка, не раз придется повторно перечесть довольно длинные куски текста, чтобы вникнуть в траекторию авторской интенции, и поразиться тому, насколько метафорично и красочно писатель умеет выстраивать образы. Образность и красота изложения – пожалуй, главные достижения «Немцев».

Остальные достоинства книги в контексте современности выглядят весьма сомнительно, но вердикт все же положителен, поскольку «Немцы» - это все-таки весьма качественный литературный продукт заслуживающий внимания и в художественном, и в «справочном» смысле: если у читателя есть сомнения и он полагает, что властью обладают добрые люди на честной, легитимной основе, то ему необходимо познакомиться с «Немцами» Александра Терехова – многое встанет на свои места.

Екатерина Смирнова

Эту и другие интересные рецензии читайте на http://apelcin.ru/




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург