«Аристономия» Акунина-Чхартишвили: утопия и антиутопия под одной обложкой

Опубликовано: 14.06.2012
Просмотров: 892

«Аристономия» - совершенно свежий роман любимого нашего Бориса Акунина и качественно новый литературный опыт писателя. Перед появлением «Аристономии» на книжных полках автор со свойственной ему самоиронией заявил, что свои беллетристические «штучки» забыл еще до начала работы.

Действительно, есть чему подивиться: писатель, известный как автор многочисленных мейнстримовых романов про Эраста Фандорина, выполненных в, прямо скажем, пошловатом жанре исторического детектива, внезапно перепрыгнул через самого себя и вывел золотым пером литературную солянку из исторических этюдов о Великой Стране и трактата об идеальном государстве. Звучит не очень, но читается на ура! Феникс этот был порожден оцепенением, возникшим у писателя на фоне последних политических событий, которые способны были обратить в пепел любую здоровую человеческую психику.

Впрочем, в самой «Аристономии» о стране путиных, прохоровых и навальных ничего не говорится. Она представляет собой пересечение двух равноправных сюжетов – первый повествует о том, как под напором исторических кульбитов преломляется судьба отдельно взятого растущего человека.

Антону Клобукову посчастливилось жить и развиваться в эпоху перемен, когда в отличие от его постепенно мужающего организма, страна съеживалась в утомительных корчах Революции и Гражданской войны. На фоне исторических катаклизмов закручивается в тугие кольца его личностная драма – одиночество, внезапное сиротство и ощущение богоизбранности при полном гражданском недоумении. Книга построена по типу фотоальбома: каждой главе предпосылаются фотографии из семейного архива Клобуковых, которые как бы структурируют бешеную историческую стихию и помогают читателю сориентироваться в том, в чем априори нет никаких ориентиров.

Книга подписана двойной фамилией Акунин-Чхартишвили – тем самым автор хотел подчеркнуть, что попытался вложить в нее все жемчужины своего ума, совместить Акунина-беллетриста и Чхартишвили-эссеиста. Последняя ипостась очень выпукло проступает во второй линии повествования, которая носит публицистический характер и напоминает по содержанию «Утопию» Томаса Мора или, скажем, памфлет Сумарокова «Сон. Счастливое общество». Повторяя опыт предшественников, Акунин с идеалистической наивностью и дилетантской (чего и не скрывает) твердостью пытается прописать в своей книге рецепт идеального, ДОСТОЙНОГО государства. Само слово «аристономия», выведенное Акуниным при помощи сочетания двух латинских корней, следует понимать как «достоинство» в высшем его смысле, включающее в себя стремление к развитию, уважение к другим и самоуважение, ответственность, мужество, выдержку и способность к эмпатии. Вдумчивый читатель ни на мгновение не усомнится в том, что все это – не больше, чем прекрасная утопия.

В своих отступлениях автор поднимает еще множество других вечных тем, ссылаясь на мыслителей разных эпох, поэтому если есть желание пройти краткий курс философии, «Аристономия» станет идеальным и совсем не скучным решением.

Акунин явно кокетничает, утверждая в своем блоге, что его новый роман «это довольно утомительное чтение… с бесконечными разговорами про серьезное». Как известно, более грандиозное приключение, чем сама жизнь, придумать сложно – а жизнь в «Аристономии» передана весьма качественно. Короткие и частые, как автоматные выстрелы, скачки из утопии в антиутопию покроют лоб испариной и уж точно не дадут задремать. Книга читается на одном дыхании, однако риск задохнуться все-таки имеется – от возмущения.

Екатерина Смирнова

Эту и другие интересные рецензии читайте на www.apelcin.ru




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург