Спиноза для чайников или исторический мухлеж Ирвина Ялома

Опубликовано: 16.05.2012
Просмотров: 374

На первый взгляд новая книга психотерапевта Ирвина Ялома «Проблема Спинозы» не представляет собой ничего особенного: писанная этаким галантным рыцарским языком, она сначала рассказывает о философе-рационалисте XVII века Бенедикте Спинозе, потом о нацистском преступнике Альфреде Розенберге, потом снова о Спинозе и снова о Розенберге… Когда мелькание эпох и прыжки героев из главы в главу становятся навязчивыми, горизонт проясняется, и из тумана встает заспанное солнце в футболке с надписью «Что-то здесь не так».

А здесь буквально все не так. Автор через образ юного и недалекого Розенберга, живущего вдали от Германии, но нежно лелеющего мечту оказаться в «фатерлянде» и демонстрирующего зачатки антисемитских взглядов, в стотысячный раз поднимает извечный еврейский вопрос и замыкает его в образе Спинозы, который становится воплощением свободы, разума и космополитизма: ради своих еретических взглядов на религию и духовные обряды он готов отречься от еврейской общины, то есть выпасть из общего кисета и стать как бы гражданином мира. Все эти превращения происходят не под надзором документов, как это часто бывает, когда литераторы обращаются к историческим личностям, но под лупой психоанализа.

К двум главным персонажам «приставлены» герои-индикаторы, благодаря разговорам с которыми мы и познаем мысли, идеи и степень сознательности двух исторических лиц. Главы чередуются и в первые моменты сюжетные линии кажутся двумя параллельными, но лишь до тех пор, пока Розенберг не берет в руки «Этику» Спинозы. Спиноза из презренного еврея через скрип и страшную работу сопротивления превращается в скрытого духовного наставника и преследует растущую нацистскую сволочь повсюду: и когда он вступает в НСДАП, и когда становится приближенным к Гитлеру.

Problema SpinozyСам Ирвин Ялом утверждает, что герои-вивисекторы души, которые «интервьюируют» своих «подопечных», имеют мало отношения к исторической действительности: Франку, ищущий в Спинозе наставника, - это мало известное лицо-провокатор, который сыграл в жизни философа важную роль, но сам прошел по истории, практически не оставив следов на песке; а психоаналитик Пфистер, который проникает под подкладку СС-овского мундира, - вымышлен от начала до конца. В книге «Проблема Спинозы» мы имеем дело с великолепным историческим мухляжом, который, однако, становится не больше, чем формой подачи реальных идей и способом раскрытия личностей неоднозначных исторических персонажей.

У читателя создается ощущение, что он сам проводит исследование и сам приходит к выводам, но на деле это автор ведет с ним умный, продолжительный разговор о вечных ценностях, религии, добре и зле. Чувствуется, что он несколько предвзят: Спиноза у него получается однозначно хорошим, а Розенберг однозначно плохим – но, возможно, для расстановки точек над «i» в неоднозначных вопросах истории как раз и нужны такие острые сечения. Действие романа в общей сложности охватывает время от 1656-го до 1945-го года, и это уникальное, крайне интересное чтение для тех людей, которые любят задумываться над вечными вопросами.

Екатерина Смирнова

Эту и другие интересные рецензии читайте на портале www.apelcin.ru




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург