"Высоцкий: спасибо, что живой" - долгожданный фильм на экранах кинотеатров

Опубликовано: 19.12.2011
Просмотров: 641

 

Наверное, никакого другого российского фильма мы не ждали так долго, как «Высоцкий – спасибо, что живой».  Название фильма – строчка из стихотворения «Мой черный человек в костюме сером», одно из последних стихотворений, написанных Высоцким. Как утверждает сценарист фильма – Никита Высоцкий, в фильме он хотел показать рождение этого стихотворения, (которое, кстати, даже поклонники творчества поэта и музыканта знают не очень хорошо).

И действительно, такой эпизод в фильме есть: когда киношный Высоцкий летит обратно в Москву и буквально на коленке начинает писать новое стихотворение.  Тем самым, я хочу сказать, что строчка из стихотворения, то есть само по себе название фильма уже содержит в себе самое главное – очень искреннюю и настоящую передачу образа В.С. Высоцкого, несмотря на то, что грим актера или нескольких актеров, сыгравших главного героя, потребовал огромного количества часов и усилий. Несмотря на компьютерную графику, дополнившую образ гениального певца, и что бы там ни говорили про местами неуместное её использование, всё же стоит согласиться с тем, что создатели фильма сделали максимальный упор на подлинное воссоздание образа Высоцкого, фактически «воскресили его из мёртвых» на киноэкране и подарили зрителям незабываемые впечатления, позволившие вспомнить последние моменты из жизни выдающегося певца и актера советского времени.

Внешность и, главное, голос Высоцкого воссозданы с практически идеально, что не может не подкупить зрителя. Бюджет картины составил $ 12 млн. На его подготовку ушло 5 лет. Что касается режиссуры, то можем сказать, что режиссёр картины – Пётр Буслов - смог достойно и цельно преподнести историю последних лет жизни Владимира Высоцкого. Песен в ней совсем немного, но она и не задумывалась как гид по творчеству певца. Благодаря фильму, каждый теперь может сделать для себя вывод о том, кем и каким был по-настоящему один из самых талантливый людей не только Советской эпохи, но и за всю историю России. Сюжет сознательно лишён мелких бытовых неурядиц: по-западному одетые люди передвигаются по просторным помещениям с несвойственным им чувством свободы, картинка фильма воссоздана словно фотоальбом, повествующий о жизни граждан при социализме. Повсюду антураж советских времён, лозунги «Слава Советскому Союзу».

Но какой бы настоящей не хотела показаться история последних лет жизни Высоцкого, всё же «все совпадения случайны, все персонажи вымышлены», кроме главного героя, конечно. Имена участников событий изменены - врач Анатолий Федотов стал Анатолием Нефедовым, Абдулов — Всеволодом Кулагиным, а юная возлюбленная поэта Оксана Афанасьева приобрела черты Оксаны Акиньшиной и имя Татьяна Ивлева. Настоящие фамилии при этом не называются: Кулагин — это «собирательный образ друга», Татьяна — «собирательный образ любви», ну а Нефедов, очевидно, «собирательный образ врача».

Всё же, вместо истории о деструктивности гения, об отрицательном воздействии на человека славы, творческих мук и душевных страданий, получился монолог сына на могиле отца — тут и ярость, и ненависть, и тоска, и бесконечные упреки покойному. Вы думаете, он был гений? С одной стороны, да. Любимец эпохи, против которого даже власти и начальник КГБ – Андропов - оказались бессильны. Но, с другой стороны, морфинист, слабый, изменник, жертва. В фильме удалось собрать все возможные слухи о Высоцком, которые были возложены на кинематографические штампы. Чего тут может не хватать? Наверное, только горящего дома и извлеченного оттуда младенца. Но и подобному душераздирающему эпизоду нашлось в фильме место. Во время клинической смерти, пережитой ровно за год до смерти настоящей, Высоцкий видит будущего сценариста настоящего фильма, своего сына Никиту, и в качестве метафоры жизни: как он, Высоцкий, посреди какой-то тайги вытаскивает забуксовавшую в грязи машину своей семьи, а в это время ему в подключичную артерию вводят кодеин. В основе картины -  реальный эпизод реального человека, который 16-летнему Никите рассказал на поминках отца Всеволод Абдулов.

Технически – это одна из самых безупречных работ отечественного кинематографа: мощная режиссура, правильно внутренний фон с поразительной аутентичностью атмосферы, прекрасный саундтрек.

Но все же, что касается основной интриги фильма, остаётся несколько вопросов. Почему гастролёры не взяли с собой в солнечный Узбекистан ничего для подстраховки, почему не кололи хотя бы димедрол, почему 19 девушке, без какого бы то ни было прикрытия, велели привезти огромную дозу наркотика? Не говоря уже о суете, которую в фильме разводят сотрудники Комитета. Вдобавок ко всему, поиграть в работников спецслцжб решили и сами создатели фильма. Так, режиссер Дмитрий Астрахан изобразил администратора филармонии, попавшего на крючок КГБ.

В любом случае, фильм достоин просмотра и оправдывает большинство возложенных на него надежд и ожиданий. Ведь даже огромное количество грима, чудеса компьютерной обработки не смогли затмить настоящего таланта и потрясающей харизмы того Высоцкого, каким его запомнили наши родители, бабушки, дедушки. Надеюсь, что, какими бы мощными ни становились с течением времени компьютерные разработки, настоящего таланта, за который любят и уважают целые поколения людей, не затмить ничем.

Юлия Стойкова




Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург