27 августа - День российского кино

Опубликовано: 27.08.2011
Просмотров: 752

Кино — искусство не для ученых, а для неграмотных.

Вернер Херцог

27 августа – День российского кино. Праздник со сложной судьбой и многозначным лицом. Какое оно, российское кино, праздник чего предлагается нам в очередной раз, есть ли смысл праздновать? – Те вопросы, которые бы хотелось не задавать, но, не будучи искателями легких путей, мы все-таки постараемся с честью дать на них ответы.

 

Упадок российского кино – это то, о чем говорит практически каждый, имеющий отношение к кино «критик». Для того, чтобы судить об этом однозначно нужно выбрать какие-либо критерии: сюжет, актерский состав, режиссерская работа… Плохим должно быть что-то конкретное, а не какое-то абстрактное «современное кино». Мне представляется, что неискушенный зритель, говоря о «плохом кино» понимает прежде всего не качество «продукта», а сам дух фильма, дух его героя, ту неуловимую сущность ради выражения которой кинематограф и живет как искусство. Между тем, очевидно, что  то самое «что-то», привлекающее или отталкивающее нас по совершенно неведомым зачастую причинам – это сама наша жизнь… плохая и хорошая, правдивая и не очень. Так давайте же, дорогие читатели, поговорим именно о том кино, которое обнажает человеческую душу, открывает закрытые и наглухо заколоченные двери человеческого существа, живущего собственной, независимой от «нравится» и «не нравится» жизнью.

Почему-то, говоря о кино отечественном, мы часто разделяем его на советское кино, кино 90-х и современное, причем последние два периода существенно проигрывают или даже не проигрывают, а томятся в темницах, выстроенных из регалий фильмов, снятых в СССР. Все мы конечно помним душераздирающие сцены бессмертных фильмов о войне: «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Завтра была война». Они понятны всем и поняты каждым. «Да, это хорошее кино», - хочется сказать, не задумываясь.

Невероятно наивные и добрые герои советских комедий не утомляют даже если наблюдать за ними сотни раз. «Бриллиантовая рука», «Приключения Шурика», «Операция Ы» - это те фильмы, которые хочется смотреть снова и снова, зная наизусть диалоги героев, каждый раз от души смеяться над веселыми «неожиданностями», которые приготовил для нас режиссер... Но сегодня наконец-то хочется говорить не о них…

1652bСегодня, 27 августа 2011 года, хочется поговорить о том большом кино, которому сегодня уделяют так мало внимания. Оно не менее выразительно, разве что, может быть, менее динамично, чем его предшественники. Среди всех прекрасных фильмов, снятых в последние годы, для меня смыслообразующим стала картина Михаила Калатозишвили «Дикое поле». Вряд ли ее показывали по НТВ и в «Колизее» билетов тоже не продавали, но поистине счастлив тот, кто увидел этот фильм и сумел впустить его в свой маленький, недоступный для чужого и неизвестного мир.

«Триумфом человеческой личности» захотелось окрестить мне его. Фильм о докторе, живущем в глуши, в поле. Нет, он не отшельник. Он просто там работает. Вообще фильм совершенно оторван от каких-либо пространственных и временных рамок. Он просто о людях, живущих где-то далеко, живущих как люди. Здесь нет денег, не имеет значение престиж или мода, здесь важны люди, которые изо дня в день живут своей собственной маленькой, но только своей и оттого чистой жизнью. Нет смысла описывать сюжет, потому что не в нем дело. Дело – в умении через деталь, через звук, краски, пейзаж передать ощущение жизни, ощущение того, что человек может быть свободен от оков цивилизации, от глупых, навязанных бессмысленным эпатажем, предрассудков. Интересно наблюдать, как молодой доктор, не рассчитывающий через какое-то время стать старшим, просто изо дня в день делает свою работу, не забывая при этом о быте и любви.

Каждый фильм, вне зависимости от того, когда и кем был снят, говорит о человеке, о том, кого видят его создатели. Герои советского кино наивны и одухотворены. Одухотворены идеей: борьбы с фашизмом, борьбы за светлое будущее. А вот современные герои почему-то устали. Михаилу Калатозишвили удалось в своей картине очистить человека от всего ненужного, изъять из требовательной среды и показать таким, каким он должен и, что важно, может быть, сегодня.

Вот так вот, возвращаясь к озвученным выше вопросам, наверное, правильно будет ответить, что отечественное кино – это все-таки картины о людях. Это не экшн и не триллер, это своего рода портреты человеческого… просто - портреты человеческого. И что бы ни говорили, каждый фильм показывает полностью или совсем чуть-чуть что-то важного, что-то, что мы все прекрасно понимаем и чувствуем, но почему то боимся признавать. Кино не для ученых потому, что его нужно видеть не глазами, а сердцем. И если фильм хоть один раз заставил кровь бежать быстрее, то это действительно то, что нужно. Давайте не будем судить строго… Давайте просто смотреть вокруг и видеть… С Днем российского кино!

Алена Боголюбова

фото с сайтов: 2000.net.ua; www.cinematograf.net




Отзывы
Дмитрий  29.08.2011
Прекрасная статья, понравилась позиция автора о смысле и "символах" кино. Читая статью, проникаясь смыслом, решил пересмотреть любимые еще с детства фильмы. Сравнив впечатление с написанным, уверился в желании сказать спасибо Автору за четкое представление российского кино, действительно, многие наши фильмы несколько несравнимы с "голливудом", даже не по качеству, а изза того, что просто наши режиссеры снимают другое кино, что так же усмотрел автор. Спасибо за статью и с праздников вас, Дорогая редакция!




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Добавить информацию
Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург